Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Вызов врача на дом: 8(017) 360-11-55
8(017) 399-10-75

Справка: 8(017) 396-02-70

Платные услуги: 8(029) 106-02-53

Процедурный кабинет: 8(044) 596-03-96

Стоматология: 8(017) 245-79-59

Запись к хирургу, травматологу, гинекологу: 8(017) 297-50-04

(Справка 14 ЦРП)

г.Минск, ул. Фроликова, 2

Семья как главный этап реабилитации детей страдающих бронхиальной астмой

Семья как главный этап реабилитации детей страдающих бронхиальной астмой

Ключевыми моментами для родителей детей, страдающих бронхиальной астмой, являются:

  • не ограничивать ребенка в активности и занятиях физической культурой и спортом;
  • регулярное мониторирование пиковой скорости выдоха для контроля эффективности лечения и ранней диагностики ухудшения состояния;
  • понимание критериев обращения за неотложной медицинской помощью;
  • приобретение навыков неотложной помощи.

Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой.

Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в астма-школе.

Основной целью астма-школы является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, об основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической терапии.

В основу астма-школы заложены следующие концептуальные положения:

  1. здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни;
  2. психологическая реабилитация должна предшествовать физической;
  3. необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля;
  4. семья главный этап реабилитации больного.

Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.

В астма-школе родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи педиатры, и все они объединены одним желанием избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков, когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичного лечения.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком, страдающим бронхиальной астмой.

В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном контроле. Задача этого этапа состоит в подборе индивидуальной схемы медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного метода лечения больного.

Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:

  1. получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности их заболевания; принципы лекарственной терапии, необходимость противовоспалительной терапии; принципы аллергодиагностики.
  2. обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью пикфлоуметров, подсчету пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведению дневника;
  3. обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания, психологических особенностей пациента;
  4. обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном периоде наряду с дыхательной гимнастикой;
  5. обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной трактовке проявлений заболевания;
  6. обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (медикаментозное лечение, устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевтические приемы; обращение к врачу);
  7. беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса (тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и внимание); выяснение психологического климата в семье; овладение приемами оценки психического состояния ребенка и возможной его коррекции;
  8. обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.

Практика свидетельствует, что при осуществлении обучения снижается:

  • количество приступов астмы;
  • частота обращений за медицинской помощью;
  • количество пропусков школьных занятий;
  • количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за больными детьми;
  • бронхолабильность дыхательных путей;
  • число госпитализаций.

Обучение не ограничены только отношением врач - родители (врач - пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает границы и может быть обозначена как:

  • родители - ребенок;
  • ребенок - сверстники;
  • ребенок - воспитатель, учитель;
  • ребенок - медицинский персонал;
  • ребенок - взрослые.

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.

Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей, страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога, консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).

Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием врача педиатра, педагогов и родителей.

Карта проезда