Переходный возраст: как вести себя с подростком

Переходный возраст — самый непростой период в жизни родителей и детей примерно с 12 до 16 лет. Возраст, когда ребенок начинает взрослеть не только физически, но и психологически.

Этот период по-настоящему эмоционально один из самых непростых в нашей жизни. Подростки чувствует себя чужими и одинокими в этом мире. Они отрицают, отстраняются от окружающих, считают свои чувства особенными и требуют независимости. Своим поведением они словно отделяют себя от родителей.

Но все, что нам кажется плохим и провокационным в поведении подростка, его чувства протеста и одиночества — нормальный этап, который ему нужно помочь прожить, а не отрицать или сетовать на него.

Немецкий психолог и философ Вильям Штерн назвал этот период "серьезной игрой". В этот период подростки изучают себя, ищут свое предназначение и пробуют себя в разных занятиях. При этом к каждому увлечению они относятся со всей серьезностью, поэтому переходному периоду свойственна такая категоричность. Именно так происходит формирование личности, и задача взрослого — быть рядом и облегчать, а не усугублять этот процесс.

Сепарация — важнейшая особенность подросткового периода

Сепарация необходима, чтобы ребенок стал самостоятельной и полноценной личностью, обрел своё "Я". Полностью слитым с мамой ребенок должен быть только в возрасте до одного года, потом — происходят первые шаги в осознании себя самого. Период от года до подросткового возраста — это медленный, постепенный процесс отделения от родителей. Важно, чтобы этот процесс завершился правильно и вовремя. Отсутствие сепарации — это патология, а не проявление заботы из желания стать самым лучшим родителем.

Незавершенная сепарация грозит не только тем, что ребенок останется с вами жить в одной квартире, — у него возникнут проблемы в самореализации и личной жизни. "Не сепарированные" дети не умеют выстраивать личные границы, отстаивать собственное мнение, очень часто имеют проблемы с самооценкой и в целом с осознанием себя во внешнем мире.

Поэтому так важно родителям отпустить, а детям — спокойно отделиться. Задача подросткового периода — перейти с уровня "взрослый-ребенок" на уровень "взрослый-взрослый".

Затруднить сепарацию может нереализованность родителей или нежелание самого ребенка взрослеть.

В первом случае все интересы и образ жизни родителей сосредоточены на ребенке. Ему не дают проявить самостоятельность: за него все решают и делают. Или же, наоборот, родители возлагают на ребенка большие надежды, а он обязан их постоянно оправдывать.

Во втором случае ребенку просто удобно, что все решения и ответственность за него принимают взрослые. Как самостоятельная личность он еще не созрел, часто обижается и ведет себя по-детски.

В этот период родителям важно искать в себе мудрость. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают, это только еще больше сердит подростка. Вспоминайте, что мы сами в этом возрасте так же хотели свободы и независимости.

Как помочь ребенку преодолеть переходный возраст

Прежде всего, верить в его безграничные возможности, в самое лучшее, что в нем есть. Давать возможность стать первым там, где он хочет. Не навязывать свое мнение, а напротив, лучше нам самим учиться у наших детей, прислушиваться к их размышлениям и думать, как необычно и интересно они смотрят на мир.

Любить и выражать поддержку, независимо от его слов и поступков. В этот период он больше всего нуждается в этом, хоть и демонстрирует обратное. Ему нужно спокойное общение без криков и упреков, без причитаний и наказаний — это поможет ему поверить в себя и свои возможности.

Общаться с ребёнком на равных. Дети должны быть лучше взрослых, иначе жизнь перестанет двигаться вперед. Поэтому и воспитывать их надо так, чтобы они становились лучше и сильнее нас. Здесь нужно запастись терпением. Подросток встает на путь поиска себя, своего смысла жизни, своего проявления. И у этого пути нет конца. Если хотите, чтобы ваш ребенок был умным и с интересом проходил этот путь, научите его, будьте сами на этом пути. И вместе ищете, познавайте, ошибайтесь и открывайте.

Станьте союзником своему ребенку, принимайте общее решение или позвольте сделать ему выбор самостоятельно. Именно через сотрудничество ребёнок сможет активнее раскрывает свои способности, учится самостоятельно размышлять, смелее принимать решения. И при этом будет чувствовать ощущение свободы и поддержки.

Главная задача родителей̆ подростков — прислушиваться к своему ребенку, уметь договариваться с ним и находить компромиссы. Доверяйте и разговаривайте. Позвольте подростку выстроить свои личные границы, организовать свое пространство, в котором он сам установит правила, которые вы будете соблюдать. Дайте возможность самостоятельно принимать серьёзные решения и нести ответственность за них.

 

 

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ) ПРИЗНАКИ, ЛЕЧЕНИЕ. КАКИЕ ОШИБКИ СОВЕРШАЮТ РОДИТЕЛИ

Что такое и с чем путают СДВГ? Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:

F нарушение концентрации внимания

F не усидчивость, избыточная подвижность

Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы.

Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.

Помимо личностных черт, СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.

СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.

 

Выделяют три формы СДВГ:

- преобладает нарушение концентрации внимания

- преобладает гиперактивность

- смешанная форма

 

По каким признакам можно определить СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ:

Существует так называемая триада СДВГ, в которой представлены основные процессы, нарушенные у людей, страдающих данным синдромом:

F Нарушение концентрации внимания.

F Импульсивность.

F Гиперактивность.

Признаки СДВГ, которые можно заметить у своего ребенка и обратиться за помощью к врачу:

Ошибки родителей гиперактивных детей

F Избегают консультации врача-специалиста, тем самым упускают время, когда можно скорректировать симптомы, и в итоге нарушается адаптация ребенка. Он не успевает по учебе, не может найти друзей, вдобавок родители начинают ссориться из-за его поведения – его жизнь рушится.

F Агрессия по отношению к ребенку. Дети плохо себя ведут, особенно в обществе, - родители испытывают чувство стыда за поведение детей и начинают ругать их, в том числе, применяя физическое насилие. Это не помогает, а только ухудшает ситуацию – ребенок становится еще более гипервозбудимым, не слушается, орет. В итоге, в семье происходят скандалы, мама нервничает, ребенок тоже – ничего хорошего.

 

Бесконечные дополнительные занятия, чтобы «куда-то девать энергию…»

F Ребенка с СДВГ отдали в спортивную секцию: занятия длились по 2 часа, 5 раз в неделю. Из-за чрезмерной усталости у ребенка произошла перегрузка нервной системы. Он и так был перевозбужден, а после секции все стало еще хуже. От усталости он становится еще более гиперактивным, и у него страдает концентрация внимания.

Гиперопека. Ребенок постоянно находится под всепоглощающим контролем родителей. Его не выпускают гулять одного, все время контролируют, покушал ли он, как он одет, чем занят и где находится. Это возникает из-за тревожности родителей, а тревожность всегда передается ребенку. Таким образом, при наличии СДВГ тревожность ухудшает картину основного синдрома.

Потворствующее воспитание. Ребенку позволено всё, он кумир семьи. Таким образом родители формируют в нем эгоцентризм, эгоизм, ощущение, будто весь мир вертится вокруг него. У такого ребенка отсутствует слово «нет». Не задавая ребенку никаких рамок и ограничений, родители стирают необходимые границы между собой и ребенком.

Как вести себя родителям

Правила достаточно простые:

F Уделяйте ребенку достаточно времени и внимания. Читать сказки на ночь, беседовать с ребенком – просто так, не обсуждая родительское собрание, а просто интересоваться его жизнью, интересами

F Обращайте внимание на собственную мимику – во время игрового процесса старайтесь максимально понятно выражать свои эмоции, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка

F Четко, в деталях объясняйте задание. Во-первых, так вы придадите ему уверенности, что он со всем справится. Во-вторых, когда большое задание делят на маленькие части, человек получает большее удовлетворение от своей работы и более охотно с ней справляется

F Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, - тогда в следующий раз он не откажется от работы.

F Старайтесь не наказывать ребенка. Так вы добьетесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.

Диагноз СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ставится при наличии у ребенка не менее 6 критериев, наблюдаемых постоянно в течение более полугода.

F Пики заболевания приходятся на возраст 7 лет – начало учебы в школе

F смена окружения, появление нагрузок 

F 12-14 лет – переходный возраст, организм претерпевает значительный стресс от гормональных и физических перестроек.

Диагноз ставит врач-специалист!

Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Может также дать анкету для самостоятельного заполнения.

Оценивается психический статус ребенка. Не беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции:

- Ориентация в пространстве и времени

- Способность концентрировать внимание

- Умение приводить логичные аргументы

- Память

- Способность строить умозаключения

- Коммуникативные способности

Помимо психического, необходимо оценить неврологический статус ребенка. При этом исследуют:

- наличие сознания

- уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов

- качество движений и т.д.

При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться.

Дополнительные диагностические мероприятия включают в себя ЭЭГ и МРТ головного мозга – для исключения органической патологии.

Лечение включает два обязательных компонента:

Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками. Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания. Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе, и его психика будет страдать.

 

Прогноз при СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

F Благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ.

F Важно понимать, что для успеха необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации

F Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих.

F Не корректируя особенности характера, свойственные заболеванию, человек будет доведен до состояния психопатии – негативные черты характера начнут восприниматься им как норма и встроятся в его личность. У 25% людей с диагностированным в детстве СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

5 правил для детей и учителей, которые обязательно должны соблюдаться в школе

Можно ли добиться идеальной дисциплины в школе? Чтобы дети не шумели, мусор за собой убирали, с одноклассниками не дрались? Наш блогер, педагог-психолог Евгений Ланге, уверен, что научить всему этому детей можно. Но придется отказаться от наказаний и научиться соблюдать правила (и учителям тоже).

Любой школьник знает, что драться, материться и портить вещи «нельзя». За это его поругают, на него накричат и заставят написать объяснительную, позвонят родителям, поведут к директору. Учитель может прибегать к таким манипулятивным действиям, когда у него нет реальных инструментов воздействия на ребенка.

Но наказания не работают. Ребенок продолжает деструктивно себя вести, так как постепенно понимает, что крики учителя, объяснительные, конфликт с родителями — это просто плата за то, что можно вести себя так, как он привык. Он привыкает к крикам, конфликтам, походам к директору и понимает, что жизнь на этом не заканчивается, а реальных последствий не наступает.

Последствие и наказание — не одно и тоже. Наказание — крайняя мера воздействия на ребенка, это всегда про лишение чего-либо. У наказания нет обучающего действия, и оно само по себе не создает мотивацию для дальнейших соблюдений правил.

С последствиями все иначе: понимая и принимая последствия своих действий, ребенок учится оценивать негативный эффект, который следует за несоблюдением правил, а также выгоду — при их соблюдении. Правила — это не только ограничения, но и возможности. Но соблюдать правила дети могут только тогда, когда понимают принципы и ценности того места, в котором эти правила установлены. А чтобы они их понимали, окружающая среда должна давать ощущение безопасности. Безопасность ребенка нарушают:

Ограничение витальных потребностей: еда, туалет, прогулка, отдых, комфортное рабочее пространство;

Травля: систематические оскорбления, социальная изоляция, угроза физическому здоровью, порча имущества;

Обесценивание и сравнение с другими.

 

К сожалению, базовую потребность в безопасности ученика могут нарушать не только сверстники, но и родители, и учителя. Самый часто встречающийся способ нарушения безопасности ребенка среди учителей — это обесценивание:

F «У тебя снова не получилось»;

F «Кто бы сомневался, что ты опоздаешь на урок»;

F «Смотри, у всех было время сделать домашнее задание, а у тебя не было».

Такой подход учителя не ведет к результату, так как в самом обесценивании нет инструментов мотивации — поддержки, фокуса на качество приложенных усилий, соотносимый с результатом, конструктивного разбора ошибок. Однако обесценивание применяется в качестве мотивирующего инструмента. Это происходит от безысходности, потому что учитель не смог или не захотел найти конструктивных способов взаимодействия с учеником.

Ребенок, которой не находится в безопасности, будет стараться вернуть себе эту безопасность так, как умеет — защищаясь и выстраивая границы. Если источник угрозы — школа, значит, ребенок будет защищаться в первую очередь от нее и всего, что с ней связано — уроки, домашние задания, учителя, правила и ценности. Ребенок не может научиться ценить и уважать границы другого в обществе, где не ценят и не уважают его границы.

Если ребенку комфортно в школе, он готов к тому, чтобы принимать ее традиции, ценности и правила. Безусловно, взаимодействие со взрослыми школы, которые олицетворяют ее ценности — только часть учебного процесса. Есть ещё сверстники и родители. Но через четкое удержание правил учитель может в разной степени влиять и на атмосферу в классе, и на взаимодействие родителей с детьми.

Какими же должны быть школьные правила, которые будут работать?

F Главное — простыми и понятными для детей;

F Ребенок может использовать эти правила без напоминания и контроля взрослого;

F Правила обеспечивают безопасность участников образовательного процесса;

F Правила соблюдают все участники образовательного процесса;

F Правила учитывают все аспекты взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми, а также с пространством школы;

F У нарушений правил есть последствия.

 

Вот некоторые правила, построенные по этим принципам:

  1. Правило уважения

F Никого нельзя оскорблять или называть так, как человеку не нравится;

F у нас не принято драться. Все конфликты мы решаем словами;

F у нас не принято брать чужие вещи без разрешения;

F мы не говорим: «Ты не прав!» Мы говорим: «Я с тобой не согласен. У меня другое мнение»;

F мы учимся слышать и слушать друг друга. Если хочешь задать вопрос или дополнить, сначала дослушай одноклассника или взрослого;

F Ура! Ошибка! Мы все ошибаемся, и это нормально. Если мы совершаем ошибки, значит, мы идем вперед и узнаем новое. Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает. Если считаешь, что совершена ошибка, то ты можешь поддержать и дать совет.

Это правило создает для ребенка ориентир, как можно вести себя с другими так, чтобы минимизировать риск агрессии, так как часто конфликты возникают именно из-за эмоциональных реакций в ответ на нарушения границ. При этом ребенок может назвать «по имени» то, что конкретно с ним произошло и что ему не понравилось. Такое взаимодействие друг с другом минимизирует перекладывание ответственности на другого с помощью фраз: «Он первый начал» или «Он сам виноват», так как взрослый в разговоре с детьми, опираясь на правила, может сказать, какой пункт был нарушен каждым из детей, а также предложить им пофантазировать, случился бы конфликт, если каждый бы соблюдал правила.

  1. Правило безопасности

Если кто-то делает по отношению к тебе то, что тебе не нравится, скажи: «Пожалуйста, не делай так, мне это неприятно»;

F если человек не прекращает вести себя с тобой так, как тебе не нравится, обратись за помощью к взрослому, чтобы вместе договориться о правилах общения друг с другом;

F если тебе плохо — скажи об этом взрослому. Чем быстрее ты расскажешь о своей проблеме, тем быстрее можно будет помочь и тем быстрее тебе станет легче;

F обращаться за помощью нормально! Взрослые тоже просят о помощи друг друга, когда не справляются сами.

Это правило также приглашает ребенка к ответственности за свои поступки. Даже если в его адрес была агрессия, смог ли он соблюсти правило и не ответить агрессий на агрессию, а сначала конструктивным способом защитить свои границы, а затем обратиться за помощью. Каждый раз, возвращаясь к этому правилу, ребенок постепенно начинает понимать, что соблюдать его выгодно, так как это гарантирует его безопасность и при этом не влияет негативно на его эмоциональное состояние, в отличие от драк и ссор.

  1. Правило пространства

F Всем, что нас окружает пользуемся по назначению и относимся к этому бережно;

F мы договариваемся об использовании общего пространства и вещей (книг, настольных игр) с другими;

F следим за чистотой и сохранностью общего пространства;

F из класса можно выйти, когда рабочее место и общее пространство будет убрано (вещи сложены аккуратно, на полу нет посторонних предметов);

F мы едим только в столовой;

F у нас не принято выносить еду из столовой и есть на ходу.

Если предыдущие правила относятся к каждому ребенку в отдельности, то «правило пространства» обращает внимание детей на значимость того, что их окружает. Создает цепочку причинно-следственных связей между действиями группы и ее влиянием на общий комфорт. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять как негативно, так и созидающее на пространство вокруг него и людей, которые его окружают.

  1. Правило команды

F У нас принято работать в команде с каждым. И с тем, кто не является моим другом;

F можно помогать друг другу, предлагать что-то сделать вместе;

F можно не соглашаться и доказывать свою позицию, но делать это исходя из «Правила уважения».

Это правило дает ребенку возможность разделить дружбу и рабочее взаимодействие. Самостоятельно ребенку сложно понять, что можно выстраивать конструктивное и взаимовыгодное общение с тем, к кому он не испытывает эмоциональной привязанности. С другой стороны, это правило — профилактика изолирующего и пренебрежительного поведения к «непопулярным» детям.

При этом работа в команде учит ребенка взаимодействию в обществе — возможности услышать чужую точку зрения, отстоять свою, увидеть разные роли в группе и занять для себя наиболее комфортную и продуктивную позицию.

Часто именно во время работы в группе нарушается «правило уважения», так как ребенку в начальной школе сложно переключиться с эгоцентрической модели поведения. И это задача учителя — развивать этот навык в рамках работы с классом, так как благодаря работе в группе ребенок видит другие ролевые модели и учится применять их на себе, воспроизводить и адаптировать, исходя из ответной реакции окружающих.

  1. Правило времени

F Учимся управлять своим временем, грамотно его распределять;

F У нас не принято опаздывать;

F Мы соблюдаем время, выделенное на уроки, перемены, прогулки, прием пищи.

Владение временем — мощный инструмент для ребенка. Он понимает, что может сам влиять на свою нагрузку — не выполнил домашнее задание, потому что отвлекался: «Значит, если я быстрее сделаю все необходимое, то у меня будет больше свободного времени».

Чтобы дети соблюдали эти правила, недостаточно их повесить в классе на стену. Ребенок должен знать, что и учитель, и одноклассники их тоже соблюдают. А еще правила будут работать только тогда, когда они одинаковы для всех в школе и все сотрудники реагируют одинаково на их нарушение.