Родителям о суициде несовершеннолетних

ПРОБЛЕМА, ВАЖНОСТЬ КОТОРОЙ НЕДООЦЕНИВАЕТСЯ

В некоторых случаях невозможно установить, являлась ли смерть, например, в результате автомобильной аварии, утопления, падения с высоты или передозировки наркотических веществ, случайной или преднамеренной. Частота суицидального поведения среди подростков, по-видимому, недооценивается. Множество подобных смертей классифицируются как не преднамеренные, или, случайные.

При посмертном анализе состава подростков, погибших насильственной смертью, выясняется, что они не являются гомогенной группой. У них обнаруживаются трудно различимые проявления наклонности к риску, их смерть часто обусловлена непреднамеренными действиями, но порой она является следствием преднамеренных поступков, совершаемыми под влиянием боли и страданий.

Кроме того, то, что подростки понимают под суицидальными попытками, отличается от определения, используемого психиатрами. Результаты самоотчетов выявляют почти вдвое большее число суицидальных попыток, чем психиатрические интервью. Наиболее вероятная причина расхождения состоит в том, что молодые люди, заполнявшие анонимные анкеты, использовали более широкие определения суицидальных попыток по сравнению с критериями, которые применяют профессионалы.

Более того, только 50% подростков, сообщавших о совершении суицидальных попыток, впоследствии обращались за медицинской помощью. Поэтому статистика госпитализаций после суицидальных попыток не является достоверным показателем распространенности этой проблемы среди населения.

Как уже говорилось, мальчики-подростки совершают самоубийства чаще, чем девочки. Однако частота суицидальных попыток у девочек вдвое или втрое больше в сравнении с мальчиками. Хотя девочки чаще страдают депрессией, им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом. Юноши чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.

 

ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ

Защиту от суицидального поведения обеспечивают следующие основные факторы:

Характеристики семьи: хорошие, сердечные отношения между членами семьи; поддержка со стороны семьи.

Когнитивный стиль и личностные защитные факторы: хорошие социальные навыки (умение общаться со сверстниками и взрослыми). Уверенность в себе, в своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей. Умение обращаться за помощью при возникновении трудностей, например в учебе. Стремление посоветоваться с взрослыми при необходимости принятия важных решений; открытость к мнению и опыту других людей. Открытость ко всему новому, способность к усвоению новых знаний.

Культуральные и социально-демографические факторы: социальная интеграция (участие в общественной жизни, например, в спортивных мероприятиях, членство в обществах, клубах и т.д.); хорошие, ровные отношения с товарищами по школе; хорошие отношения с учителями и другими взрослыми; поддержка со стороны близких людей.

 

ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ РИСКА

Установлено, что при определенных обстоятельствах суицидальное поведение в одних семьях возникает чаще, чем в других, вследствие генетической предрасположенности и воздействия внешних факторов среды. Исследования показывают, что описанные ниже факторы и ситуации часто связаны с суицидальными попытками и самоубийством детей и подростков, однако не следует забывать, что в каждом конкретном случае присутствие всех этих факторов не обязательно.

 

Культуральные и социально-демографические факторы

Низкий социально-экономический статус, низкий образовательный уровень и безработица в семье являются факторами риска.

Кроме того, к этой группе можно отнести туземное население и иммигрантов, поскольку они чаще испытывают эмоциональные и языковые трудности и в меньшей степени имеют доступ к службам социальной помощи. Во многих случаях эти факторы сочетаются с психологическими последствиями страданий и ранений, полученных в ходе военных конфликтов, и с изоляцией.

Эти факторы для данных групп также связаны с недостаточной интеграцией в привычную для данного социума общественную активность и конфликтами, обусловленными различными жизненными ценностями разных групп населения. Последний фактор особенно значим для девочек, которые родились и получили воспитание в новой и более свободной стране, но сохраняющих в себе прочные корни, связывающие их с более сильной и консервативной культурой родителей.

Индивидуальное развитие любого молодого человека всегда переплетается с коллективной культурной традицией. Дети и подростки, лишенные культурных корней, страдают выраженными проблемами идентичности и испытывают трудности, связанные с тем, что у них хуже формируются жизненные схемы разрешения конфликтов. В некоторых стрессовых ситуациях они могут прибегать к аутодеструктивному поведению, такому как суицидальные попытки или самоубийство.

Риск самоубийства у туземных народностей выше, чем в общей популяции. Отступление от полоролевых стереотипов в поведении, а также вопросы идентичности, связанные с сексуальной ориентацией, также являются факторами риска суицидального поведения. Дети и подростки, которые оказываются в ситуации открытого отвержения своей культурной группой, семьей, сверстниками, коллективом учебного или иного заведения страдают от серьезной проблемы недостатка поддержки, что нарушает оптимальное развитие личности.

 

Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве

Деструктивные тенденции в семье и травматические стрессовые события, пережитые в раннем детстве, оказывают влияние на всю последующую жизнь юных людей, особенно если им не удалось справиться с травмой.

Наиболее частые признаки дисфункции и нестабильности семьи и негативные жизненные события, влияющие на суицидальность детей и подростков, приведены ниже: психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания; злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи; история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

          ☻насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком); недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

          ☻частые ссоры между родителями/опекунами, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье; развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;

          ☻частые переезды со сменой места жительства; чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей/ опекунов в отношении детей;

☻излишняя авторитарность родителей/опекунов; отсутствие у родителей/опекунов времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды;

☻отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи; воспитание приемными родителями или опекунами.

Перечисленные негативные проявления в семьях часто (но далеко не всегда) сопровождаются суицидальными попытками и самоубийствами детей после достижения ими подросткового возраста. Опыт показывает, что суицидальные подростки и юноши воспитываются в семьях, где существует сочетание перечисленных проблем, при котором риск суицида суммируется.

           ☻Часто подростки из этих семей из-за лояльности к семье или запрета «выносить сор из избы» не обращаются за внешней помощью, не получают поддержки и остаются наедине со своими проблемами.

 

Когнитивный стиль и черты личности

Перечисленные ниже личностные черты часто наблюдаются в подростковом возрасте, но они же (нередко в сочетании с психическими расстройствами) бывают связаны с риском суицидальных попыток или самоубийства, поэтому их использование для прогнозирования самоубийства ограничено: нестабильность настроения; агрессивное поведение, злобность; антисоциальное поведение; склонность к демонстративному поведению; высокая степень импульсивности; раздражительность;

☻ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;

☻недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);

☻неспособность реальной оценки действительности; тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»; идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;

                   ☻легко возникающее чувство разочарования; тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах; самодовольство, излишняя самоуверенность;                        

                   ☻чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей; проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;

 ☻сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.

Соотношения между множеством разнообразных личностных и когнитивных факторов с одной стороны, и риском суицидального поведения у подростков, с другой, представляют несомненный интерес, однако накопленные научные данные относительно отдельных черт личности являются ограниченными и часто противоречивыми.

Психические расстройства

Частота суицидального поведения существенно повышена у детей и подростков, страдающих следующими психическими расстройствами.

Депрессия

Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков.  Данные многих исследований показывают, что приблизительно у трех четвертей лиц, которые, в конечном счете, кончают с собой, наблюдается один симптом депрессии или более, а многие из них страдают выраженной депрессией.

Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы. Например, они часто предъявляют жалобы на головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди.

Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.

Хотя отдельные симптомы депрессии и депрессия как психическое расстройство часто наблюдаются у склонных к самоубийству детей, суицидальные мысли и попытки далеко не всегда сопровождаются депрессией. Подросток может совершить самоубийство, не будучи в состоянии депрессии, а лицо, страдающее депрессией, может не предпринимать суицидальных попыток.

Тревожные расстройства

Исследования показали достоверную корреляцию между тревожными расстройствами и суицидальными попытками у лиц мужского пола, в то же время эта связь у лиц женского пола выражена слабее. Тревожность как личностная черта, по-видимому, относительно независимо от депрессии повышает риск суицидального поведения, потому у подростков с риском суицида следует оценивать уровень тревоги и назначать соответствующее лечение. Кроме того, у молодых людей с суицидальными мыслями нередко наблюдаются психосоматические симптомы.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками

Среди детей и подростков, склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в этой возрастной группе один из четырех пациентов перед совершением суицидальной попытки употреблял алкоголь или наркотические вещества.

Нарушения пищевого поведения

Из-за неудовлетворенности своим телосложением и внешностью многие дети и подростки стремятся похудеть и часто, озабочены тем, какую пищу им следует употреблять, а от какой – стоит воздерживаться. От 1 до 2% девочек-подростков страдают анорексией или булимией (патологическим понижением или повышением аппетита). Анорексия у девушек весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей популяции юношества. По данным недавних исследований мальчики также могут страдать анорексией и булимией.

Психотические расстройства

Хотя распространенность у детей и подростков тяжелых психических расстройств, подобных шизофрении или маниакально-депрессивному психозу является невысокой, следует иметь в виду, что при этой патологии весьма высок суицидальный риск. Следует отметить, что большинство подростков, страдающих психозами, подвергаются не одному, а нескольким факторам суицидального риска, например, они злоупотребляют алкоголем, наркотиками и табачными изделиями.

Предшествующие суицидальные попытки

Наличие в анамнезе одной или нескольких суицидальных попыток является серьезным фактором риска суицидального поведения независимо от присутствия упомянутых выше психических нарушений.

Негативные события жизни как триггеры суицидального поведения

У детей и подростков с суицидальными тенденциями обычно наблюдается повышенная чувствительность к стрессовым воздействиям, наряду с упомянутыми когнитивными стилями и личностными чертами (обусловленными наследственными генетическими факторами, а также семейными обстоятельствами и негативными стрессовыми событиями жизни, пережитыми в

раннем возрасте). Эта повышенная чувствительность мешает им адекватно справляться с текущими жизненными трудностями, поэтому обычно суицидальному поведению предшествуют стрессовые события. Психотравмирующие события пробуждают чувства беспомощности, безнадежности и отчаяния, которые могут актуализировать суицидальное мышление и привести к совершению суицидальной попытки или самоубийства.

В число ситуаций риска и событий, которые могут спровоцировать совершение суицидальных попыток или самоубийства, входят: ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются). Дело в том, что уязвимые дети и подростки нередко воспринимают самые тривиальные ситуации как глубоко ранящие и реагируют на них тревожным и хаотичным поведением. Подростки, с суицидальными тенденциями, склонны рассматривать подобные ситуации как угрозу их образу «я» и страдают от чувства униженного достоинства;

☻неприятности в семье;

 ☻разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками;   

☻смерть любимого или другого значимого человека;

☻разрыв отношений с любимым человеком;

☻межличностные конфликты или потери;

☻проблемы с дисциплиной и законом;

☻давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;

☻запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

☻разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе; высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

☻безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;

☻нежелательная беременность, аборт и его последствия; ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

☻серьезная физическая болезнь;

☻чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы, природные катаклизмы.

КАК ВЫЯВИТЬ СТРЕСС И СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК У УЧАЩИХСЯ

Выявление признаков стресса

Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез. К ним относятся: потеря интереса к обычной деятельности; внезапное снижение успеваемости; необычное снижение активности, безволие; плохое поведение в школе, нарушения дисциплины; необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы; увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков (включая гашиш); инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.

Перечисленные признаки характерны для учащихся, которые, по всей видимости, переживают психологический или социальный стресс, и у них, возможно, возникают мыслей о самоубийстве, которые впоследствии способны привести к суицидальным действиям.

Если учитель или школьный психолог замечает у ученика какие-либо из приведенных признаков, об этом следует известить школьную команду суицидальной превенции, которая должна принять своевременные меры по оценке состояния данного учащегося, поскольку обычно эти признаки свидетельствуют о серьезных проблемах, и дело может закончиться суицидальным поведением.

Оценка суицидального риска

При оценке суицидального риска работникам школы не следует забывать о том, что проблемы всегда являются множественными.

Предшествующие суицидальные попытки

Одним из самых значимых факторов риска является наличие в прошлом суицидальных попыток. В стрессовой ситуации подростки склонны вновь прибегать к подобным действиям.

Депрессия

Вторым по значимости серьезным фактором риска является депрессия. Конечно, диагноз депрессии должен ставить врач – специалист в области детской и подростковой психиатрии, но учителям и другим работникам школы следует знать разнообразные симптомы депрессии.

Трудность оценки депрессии связана с тем, что существуют некоторые общие признаки, характерные как для естественных переходных стадий подросткового возраста, так и депрессии.

Подростковое созревание является нормальным состоянием, при котором часто наблюдаются такие проявления, как снижение самооценки, уныние, нарушения внимания, повышенная утомляемость и нарушения сна. Аналогичные симптомы характерны и для депрессии, но они не представляют повода для тревоги, если не нарастают по степени тяжести и длятся непродолжительное время. По сравнению с взрослыми, страдающими депрессией, юные пациенты проявляют тенденцию к демонстративному поведению, часто больше едят и спят.

Депрессивные мысли могут появляться у здоровых подростков, они отражают нормальный процесс развития, особенно, если юноша или девушка заняты решением экзистенциальных вопросов. Интенсивность суицидальных мыслей, их глубина и продолжительность, контекст, в котором они возникают, невозможность отвлечения ребенка или подростка от этих мыслей (то есть, их упорный, навязчивый характер) отличают молодого человека в состоянии суицидального кризиса от здорового сверстника.

Ситуации риска

Еще одна серьезная задача - выявление перечисленных выше внешних ситуаций и негативных событий жизни, активирующих суицидальные мысли и увеличивающих риск самоубийства.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ

Выявление подростков, переживающих стресс и нуждающихся в помощи, обычно не представляет особой проблемы. Гораздо труднее решить, как следует вести себя в отношении детей и подростков с суицидальными тенденциями.

Многие работники школ обладают способностью к чуткому и уважительному обращению с учащимися, испытывающими страдание и суицидальные переживания, в то время как другие этими навыками не владеют. В последнем случае их следует этим умениям обучить. При контактах с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Выявление у учащегося признаков суицидального кризиса и оказание помощи в его преодолении может вызвать внутренний конфликт у учителей и других школьных работников, поскольку порой они не либо обладают нужными навыками, либо им не хватает времени, или же они опасаются столкновения с собственными психологическими проблемами.

Общая превенция: до возникновения суицидальных действий

                     Наиболее важным аспектом суицидальной превенции является раннее выявление детей и подростков, переживающих стресс и/или подвергающихся повышенному суицидальному риску.  Для достижения этой цели особое внимание должно уделяться обшей ситуации, в которой находятся работники и учащиеся школы, и ее коррекции с помощью описанных далее методов.

Многие эксперты полагают, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По их мнению, вместо обсуждения проблемы самоубийства, предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Укрепление психического здоровья учителей и других работников школ

Прежде всего, важно обеспечить психологическое благополучие учителей и всех работников школы. Обстановка на работе может быть для них психологически неблагоприятной или нести в себе заряд агрессии, а иногда и насилия. Поэтому они нуждаются в информационных материалах, помогающих им разобраться в ситуации и предлагающих адекватные способы реагирования на психологическое напряжение или возможные психические дисфункции у самих себя, учеников и коллег. Кроме того, им, бывает, необходима поддержка и, при необходимости – лечение, которое следует им предоставить.

Укрепление самоуважения и положительной самооценки учащихся.

Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни.

Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы. Ниже перечислены некоторые рекомендуемые подходы: Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.) Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят. Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они - дети.

Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как ЭМПАТИЯ способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения. В раннем детстве самостоятельность и собственные умения являются строительным материалом формирования самоуважения и положительной самооценки.

Самооценка у подростков зависит от развития физических, социальных и трудовых навыков. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток или юноша должен приобрести независимость от семьи, школы и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.

Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других, а затем в курсе школьной программы. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.

Кроме того, система образования должна способствовать развитию и укреплению чувства идентичности у любого учащегося.

Еще одной важной задачей является обеспечение стабильности и преемственности в школьном обучении.

Поощрение выражения эмоций и чувств

Детей и подростков следует учить серьезному отношению к собственным чувствам и поощрять их к искреннему обмену переживаниями с родителями и другими взрослыми, такими как учителя, школьный врач или медицинская сестра, друзья, спортивный тренер, священник.

Предотвращение запугивания и физического насилия в школе

В системе образования следует использовать специальные меры предотвращения запугивания и физического насилия в школе или на ее территории. Это является необходимой мерой обеспечения безопасной обстановки, свободной от взаимной нетерпимости.

Информирование о возможностях оказания помощи

Доступность специальных служб оказания помощи должна обеспечиваться путем широкого распространения сведений о них, в том числе среди детей и подростков. Речь идет, например, об информации относительно телефонных номеров кризисных телефонных линий и служб неотложной психиатрической помощи.

Интервенция: меры, которые следует предпринимать при выявлении риска самоубийства.

В большинстве случаев, у детей и подростков, переживающих стресс и/или подвергающихся риску суицидального поведения, существуют еще и проблемы общения, т.е. неспособность или невозможность обсуждения с кем-либо возникших проблем. Поэтому с этими юношами и девушками, в первую очередь, следует установить диалог.

Общение

Первым шагом в превенции самоубийства всегда является доверительное общение. Диалог с человеком во время суицидального кризиса является необычайно важным. Отсутствие доверительного общения и обусловленное этим нарушение взаимодействия между людьми приводит к перечисленным ниже последствиям: Возникает ситуация, когда молчание и нарастающая напряженность в отношениях не позволяют сделать ничего полезного для подростка. Нередко причиной отсутствия диалога являются ложные опасения взрослого, что обсуждение с ребенком или подростком его суицидальных мыслей и высказываний может спровоцировать его на совершение суицидального акта. Амбивалентность реакций взрослых. Очень часто столкновение взрослых людей с суицидальными высказываниями ребенка или подростка вызывает обострение их собственных психологических конфликтов.   

Психологическое напряжение, вызванное общением со страдающим или суицидальным ребенком или подростком, может достигнуть большой интенсивности и сопровождается широким спектром эмоциональных реакций. В некоторых случаях у взрослого, находящегося в контакте с такими детьми или подростками, актуализируются собственные эмоциональные проблемы. Иногда подобные проблемы оказываются весьма серьезными у работников школы, амбивалентность (неоднозначность) чувств которых – стремление помочь суицидальному ученику и одновременно возникающее нежелание или неспособность предпринять соответствующие меры – может привести к отказу от обсуждения проблемы. Возникает прямая или опосредованная агрессия.

Иногда дискомфорт, который испытывают взрослые, выливается в осознанную или бессознательную агрессию против ребенка. В результате взрослые реагируют словесной или невербальной агрессией в отношении страдающего или суицидального ребенка/подростка. Важно понять, что в процессе общения учитель не является одиноким, поэтому обучение способности вести доверительную беседу во время суицидального кризиса является особенно важным моментом. Диалог должен соответствовать ситуации. Он подразумевает признание само ценности детей и подростков и их потребности, прежде всего, в помощи, а не в дидактическом подходе (с позиции старшего).

Дети и подростки, переживающие стресс или подвергающиеся риску самоубийства, часто бывают чрезмерно чувствительными к стилю общения других людей, иными словами молодежь в состоянии суицидального кризиса особенно чувствительна не столько к тому, что говорится, но и, к тому, как это говорится. Эта чувствительность может быть обусловлена тем, что в период их воспитания у них не сложились доверительные отношения с членами семьи и сверстниками, поэтому они сталкивались с отсутствием интереса, уважения и любви к себе со стороны окружающих. Повышенная чувствительность суицидального подростка проявляется как в словесном, так и невербальном общении. Порой больше пользы приносит невербальная коммуникация – «язык жестов и прикосновений» Взрослых не должно обескураживать нежелание детей и подростков разговаривать с ними. Они должны помнить, что установка на избегание контакта часто является признаком недоверия к взрослым.

Взрослые могут столкнуться с тем, что ребенок отвергает их помощь. На самом деле он одновременно и желает, и не хочет ее. Суицидальные дети и подростки проявляют выраженную амбивалентность в отношении того, принять ли предложенную им помощь, или отвергнуть ее, продолжать жить, или умереть. Эта амбивалентность явно отражается в их поведении, они легко переходят от обращения за помощью к ее отвержению, и окружающие могут неправильно интерпретировать их поступки. Поэтому для достижения положительного результата в диалоге необходимы мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви.

Повышение квалификации работников школы

Обучение специальным навыкам общения с суицидальными подростками должно осуществляться в ходе специальных курсов практического обучения, направленных на выработку подходов общения между учащимися и учителями, а также на повышение уровня осознания и понимания преподавателями и воспитателями суицидального риска. Ключевыми мерами превенции самоубийств являются повышение квалификации всех работников школы, в компетенцию которых входят беседы с коллегами и учащимися о вопросах жизни и смерти, обучение их выявлению стрессовых состояний, признаков депрессии и суицидального поведения, повышение уровня их знаний о доступных видах психологической поддержки и других источниках помощи.

Важными инструментами в профилактической работе являются специальные руководства по превенции самоубийств, в которых ясно сформулированы цели и четко определены ограничения этой работы.

Направление к специалисту

Быстрая, решительная и при необходимости – властная, авторитарная интервенция, а именно – направление суицидального подростка к врачу общего профиля, детскому психиатру или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Эффективность медицинских служб для детей и подростков в плане суицидальной превенции связана с их доступностью, они не должны отпугивать людей, и контакт с ними не должен оставлять на пациенте социального клейма (стигмы). Если ученик находится в состоянии суицидального кризиса, его следует активно направить или лично доставить в сопровождении работника школы в медицинское учреждение, где его принимает команда, состоящая из врачей, медицинских сестер, социальных работников и юристов, задачей которых является защита прав ребенка. Подобное активное направление учащегося в медицинское учреждение не позволит ему уклониться от обращения, что вполне может произойти, если просто выписать направление, выдать его на руки или отправить по почте.

Ограничение доступности средств самоубийства

Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку. Если совершена суицидальная попытка или самоубийство нужно информировать работников школы и соучеников

В школах должны существовать специальные инструкции относительно информирования работников школы, особенно, учителей, а также учащихся и их родителей, о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Эти меры направлены на предотвращение кластеризации самоубийств, т.е. проявления «эффекта заразительности». Этот эффект является следствием психологической тенденции суицидальных детей и подростков подражать деструктивным действиям людей, совершивших самоубийство или суицидальную попытку.

Важно не только выявить всех учеников с суицидальными тенденциями, обучающихся в том же и в других классах школы. Суицидальный кластер может охватить не только знакомых друг с другом детей и подростков, даже совершенно чужие и никогда не встречавшие самоубийцу юноши и девушки могут имитировать его поведение и, в результате, тоже совершить самоубийство.

Соучеников, работников школы и родителей следует тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке, совершенной учеником, и проработать переживания, вызванные случившимся событием.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Самоубийство не является громом с ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо: своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

☺формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

☺облегчение душевных страданий;

☺проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

☺оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

☺контроль посещаемости занятий и прогулов;

☺дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;

☺своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотребленияем алкоголем или наркотиками;

☺осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;

☺оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

 

Птичий грипп

ГРИПП ПТИЦ - острая инфекционная, особо опасная болезнь, передаваемая человеку от животных, возбудителем которой является вирус типа А.

К гриппу восприимчивы все виды птиц, в т. ч. куры, индейки, утки, фазаны, цесарки, перепела, глухари, аисты, чайки и практически все другие виды синантропных (голуби, воробьи, вороны, чайки, утки, галки и пр), диких, экзотических и декоративных птиц, а также свиньи, лошади, хорьки, мыши, кошки, собаки, иные позвоночные и человек.

Грипп птиц не вызывает массового заболевания диких птиц и протекает у них бессимптомно, однако среди домашних птиц может вызывать тяжелое заболевание и гибель. Данное заболевание характеризуется потенциально высокой опасностью возбудителя для человека.

Источники вирусов гриппа птиц в природе.

Основным источником вируса в природе являются водоплавающие птицы, которые переносят вирус в кишечнике и выделяют его в окружающую среду со слюной и пометом. У диких уток вирус гриппа размножается главным образом в клетках, выстилающих желудочный тракт, при этом никаких видимых признаков заболевания у самих птиц вирус не вызывает и в высоких концентрациях выделяется в окружающую среду. Бессимптомное течение гриппа у уток и болотных птиц может являться результатом адаптации к данному хозяину на протяжении нескольких сотен лет. Таким образом, создается резервуар, обеспечивающий вирусам гриппа биологическое "бессмертие".

Пути заражения гриппом птиц.

Заражение человека и домашней птицы происходит при тесном контакте с инфицированной и мертвой дикой или домашней птицей. В ряде случаев возможно заражение человека при употреблении в пищу мяса и яиц больных птиц без достаточной термической обработки.

Выделения зараженных птиц, попадая на растения, в воздух, в воду, могут заразить человека и здоровую птицу через воду при питье и купании, а также воздушно-капельным, воздушно-пылевым путем и через грязные руки.

Устойчивость вирусов гриппа птиц к физическим и химическим воздействиям.

1.Инактивируется (погибает) при плюс 56°С в течение 3 ч., при плюс 60°С в течение

30 мин.;

2.Инактивируется в кислой среде;

3.Инактивируется окислителями, липидными растворителями.

4.Инактивируется формалином и йодсодержащими препаратами;

5.Вирус гриппа птиц в отличие от человеческого очень устойчив во внешней среде - в тушках мертвых птиц он может жить до одного года;  6.Длительно сохраняется в тканях, фекалиях и воде.

Симптомы гриппа птиц у домашних птиц.

Инфекция среди домашней птицы может быть бессимптомной или вызывать уменьшение яйценоскости и заболевания дыхательной системы, а также протекать в молниеносной форме, вызывая быструю гибель птицы от системного поражения без каких-либо предварительных симптомов (высокопатогенный грипп птиц). У заболевших диких и домашних птиц отмечаются необычное поведение, дискоординация движений, отсутствие реакции на внешние раздражители и угнетенное состояние. Отмечается опухание и почернение гребня и синюшность сережек, отечность подкожной сетчатки головы, шеи и гибель птицы в течение 2472 часов.

Симптомы заболевания гриппом птиц у человека.

От заражения до первых признаков заболевания может пройти от нескольких часов до 5 дней. Заболевание гриппом птиц начинается остро с озноба, повышения температуры до 38°С и выше, мышечных и головных болей, болей в горле. Возможен водянистый жидкий стул, многократная рвота. Через 2-3 дня появляется затрудненное дыхание, влажный кашель, часто с примесью крови. Опасен такой вирус тем, что он очень быстро может привести к пневмонии, а кроме того, может давать тяжелые осложнения на сердце и почки, поражает головной мозг.

Профилактика гриппа птиц у домашней птицы.

Профилактика осуществляется владельцами птицы комплексно, включает мероприятия организационно-хозяйственного характера:

  1. Соблюдение владельцами и/или лицами, осуществляющими уход, содержание, разведение и реализацию птицы, санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм. В частности,необходимо:
    • Информировать государственную ветеринарную службу района о наличии птицы в личных подсобных хозяйствах с целью проведения необходимых профилактических мероприятий у имеющегося поголовья.
    • Не допускать выгула (выхода) домашней птицы за пределами дворовой территории, исключить контакт домашней птицы с дикими птицами, особенно водоплавающими.
    • Осуществлять куплю-продажу домашней и декоративной птицы в местах санкционированной торговли только при наличии ветеринарных сопроводительных документов.
    • Содержать территории и строения для содержания животных и птицы в полной чистоте, проводить тщательную очистку и дезинфекцию всех помещений и территории: периодически (2-3 раза в неделю) обрабатывать предварительно очищенное помещение и инвентарь (совки, метлы, бадьи) 3-х процентным горячим раствором каустической соды или 3% раствором хлорной извести (хлорамина). После дезинфекции птичника насест и гнезда необходимо побелить дважды (с часовым интервалом) свежегашеной известью.
    • Обеспечить засечивание окон и дверей, исключающее возможность попадания дикой и синантропной птицы в помещения для хранения кормов и содержания птицы.
    • Хранить корма для домашней и декоративной птицы в плотно закрытых водонепроницаемых емкостях, недоступных для контакта с дикой птицей. Пищевые отходы перед скармливанием необходимо прокипятить.
  2. Убой домашней птицы, предназначенной для реализации в торговле, должен осуществляться на специализированных предприятиях.

В период угрозы гриппа птиц: 

  1. Для предотвращения заражения птицы гриппом в индивидуальных хозяйствах граждан необходимо всех домашних птиц перевести на закрытое содержание.
  2. Установить на подворьях пугала, трещотки и другие средства для отпугивания диких птиц.
  3. В это время не рекомендуется покупать живую птицу и пополнять поголовье птицы.
  4. Ухаживать за птицей, проводить уборку помещений и территории необходимо в выделенной для этого рабочей одежде (халат, передник, рукавицы, резиновая обувь). Во время уборки не следует пить, принимать пищу, курить.
  5. Периодически (2-3 раза в неделю) проводить дезинфекцию предварительно очищенных помещений и инвентаря (совки, метлы, бадьи) 3-х процентным горячим раствором каустической соды или 3% раствором хлорной извести (хлорамина).
  6. После дезинфекции птичника насест и гнезда необходимо побелить дважды (с часовым интервалом) свежегашеной известью.
  7. Вся рабочая одежда должна подвергаться дезинфекции (замачивание в 3% растворе хлорамина Б в течение 30 минут, кипячение в 2% растворе соды кальцинированной) и последующей стирке.
  8. При обнаружении трупов птицы или выявлении больной птицы на улице, в личных хозяйствах граждан необходимо незамедлительно сообщить в государственную ветеринарную службу района по месту обнаружения или содержания птицы в целях проведения необходимых мероприятий по исследованию птицы на грипп.

Профилактика гриппа птиц у людей:

В целях профилактики гриппа птиц у людей необходимо:

  1. Соблюдать правила личной гигиены, в том числе не хранить совместно с продуктами, которые не будут подвергаться тепловой обработке (хлеб, сыр, колбаса, кондитерские изделия и т.д.) приобретенное сырое мясо птицы и яйца.

2.Избегать контакта с подозрительной в заболевании или мертвой птицей.

  1. Ухаживать за домашней птицей в выделенной для этого рабочей одежде (халат, передник, рукавицы, резиновая обувь). В период контакта с птицей (кормление, уборка помещений и пр.) не следует пить, принимать пищу, курить.
  2. Приобретать для питания мясо птицы и яйцо в местах санкционированной торговли только при наличии ветеринарных сопроводительных документов.
  3. Употреблять в пищу мясо птицы и яйцо после термической обработки: яйцо варить не менее 10 минут, мясо - не менее 30 минут при температуре 100°С. 6. Исключить контакт с водоплавающими и синантропными птицами (голуби, воробьи, вороны, чайки, утки, галки и пр.).

 

Красные флажки РАС

КРАСНЫЕ ФЛАЖКИ РАС

 Нет указательного жеста к 1 году: малыш использует его, чтобы попросить предмет или привлечь внимание, или спросить «что это?»

 Нет лепета к 1 году: малыш говорит звуки ба-ба, да-да, па-па, он должен смотреть на кого-то пока лепечет и играть в «перекличку» — повторять звуки лепета за взрослым по очереди

 Не показывает предметы взрослому: как будто говорит «посмотри на это»

 Не использует жесты: к 1 году малыш не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока», «нет», качая головой

 Не разделяет удовольствие с другим человеком: малыш не получает удовольствия от взаимодействия с другим человеком, редко улыбается и смеется, когда играет с мамой

 Повторяющиеся действия или движения (перебирание пальцев, раскачивание телом)

 Нет или очень короткий контакт «глаза в глаза» во время игры и коммуникации с мамой/папой

 Не следует за указательным жестом взрослого: к 1 году малыш не смотрит в том направлении, куда указывает взрослый

 Проявляет больший интерес к предметам, чем к людям

 Ограниченно играет с игрушками: малыш любит ограниченное количество игрушек, играет с частями игрушек (крутит колеса у машины)

 Не копирует действия или звуки, которые делает взрослый

 Не отвечает, когда зовут по имени

Для детей в возрасте 18-24 месяца:

 Потери слов, навыков или социальных связей (характерно не для всех детей с РАС, лишь 20-50% родителей отмечают подобные потери).

 

 

 

Памятка по профилактике детского травматизма

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

 

 

ВИД ТРАВМЫ

ВОЗМОЖНЫЙ ТРАВМИРУЮЩИЙ АГЕНТ

КАК ИЗБЕЖАТЬ

 

УДУШЬЕ

(асфиксия)

 

Постель взрослых Постель ребенка Мелкие предметы Игрушки

Еда Медикаменты Подхваты штор и другие предметы интерьера      Шнуры от зарядныхустройств.

 

 

 

 

 

 

 

Целлофановые пакеты Монеты

 

Нельзя оставлять спать ребенка в постели взрослых постельные принадлежности не по размеру могут создавать угрозу сдавления дыхательных путей ребенка. Спящие взрослые также могут создавать угрозу. Ребенок должен спать в отдельной кроватке с плотным матрасом без подушки. Самая безопасная поза для сна ребенка — только на спине.

Накрывайте одеялом ножки н туловище ребенка до уровня груди, подворачивая края под матрас. Не кладите в постель ребенка лишние   предметы. Исключите использование балдахинов над постелью ребенка, чтобы наблюдать за сном.Не используйте пустышки н крестики на веревочках и тесемках.

Нельзя давать маленьким детям еду с косточками, семечками. Всегда необходимо присматривать за детьми во время еды, кормить ребенка измельченной пищей. Таблетированные формы лекарств использовать строго в соответствии с инструкцией по применению. Нельзя допускать игру ребенка с мелкими предметами (пуговицы, монеты, мелкие детали конструктора и т.д.) Покупайте игрушки, от которых невозможно отсоединить мелкие части, следите за игрой с игрушками с элементами питания Исключите предметы интерьера, бытовые предметы, которые могут стать возможной угрозой (удлинители, зарядные устройства, целлофановые пакеты и др.)

! Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки нарушения дыхания и ВОЗМОЖНО, УДУШЬЕ.

ПАДЕНИЕ

Пеленальный стол

Кровать

Любая мебель              Ступеньки Окна

Коляска

Переносная

люлька

Никогда не оставляйте ребенка одного на возвышенных предметах. Контролируйте, опускайте и фиксируйте дно кроватки по мере взросления ребенка. Используйте манеж, когда ребенок учится вставать и ходить. Используйте блокировщики на выдвижные ящики шкафов, комодов. Никогда не держите окна открытыми, если ребенок находится без вашего присмотра! Москитная сетка не убережет ребенка от падения! Используйте ограничители и блокираторы, которые не позволят ребенку открыть окно полностью. Не играйте у открытых окон! Соблюдайте осторожность при движении с использованием коляски. При использовании переносной люльки- всегда пристегивайте ребенка.

УТОПЛЕНИЕ

Ванна для купания

Любые емкости с жидким содержимым

Микроводоемы, емкости с водой на дачных участках

Естественные водоемы

Не оставляйте ребенка (детей) без присмотра ни на минуту, ничто Вас не должно отвлечь от процедуры купания ребенка (детей). Категорически не оставляйте на полу емкости с водой, ребенок может споткнуться, упасть  и захлебнуться. На дачных участках организуйте ограждения микроводоемов, фиксированные крышки на емкости с водой.

Не оставляйте ребенка без присмотра!

ОЖОГ

Плита

Горячая посуда с содержимым

Ванна с водой для купания

Химические вещества

Электроприборы

Обогреватели, Открытый огонь

 

Не оставляйте посуду с горячим содержимым без присмотра! Не держите ребенка на руках вовремя приготовления пищи! Перед тем, как посадить ребенка в ванну, каждый раз проверяйте температуру воды. Не размещайте обогреватели вблизи детской кроватки. Держите детей подальше от горячей плиты, пищи, утюга, от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард. Держите в недоступном для детей месте легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

ЭЛЕКТРОТРАВМА

Розетки

Провода с нарушенной  целостностью

Изолирующие покрытия

Электроприборы

Поставить заглушки на розетки, заменить поврежденные провода и оборудование, хранить электроприборы в недоступном месте, при включенных приборах в сеть, в т.ч. и зарядных устройствах не оставлять ребенка одного.

ОТРАВЛЕНИЯ

Ядовитые вещества

Бытовая химия

Медикаменты

Игрушки с батарейками

Хранение в недоступном для детей месте, в том числе и лекарства. Не наливайте бытовую химию и агрессивные жидкости в емкости из-под пищевых продуктов (бутылки из-под газировки, йогурта и т.д.). При лечении ребенка всегда читайте инструкцию к лекарственному средству, дозировку выполняйте строго в соответствии с назначением врача-специалиста. Особое внимание к использованию капель в нос, как к лекарствам, наиболее часто вызывающим в применении передозировку и симптомы отравления. Контролируйте процесс игры ребенка с игрушками, содержащими батарейки таблеточного типа. При попадании батарейки в пищеварительный тракт, элементы способны вызывать угрожающие жизни химические ожоги.

ДТП

Коляска

Машина

Соблюдайте осторожность , не нарушайте правила дорожного движения. Всегда перевозите ребенка в машине в специальном кресле.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Взрослые люди

Не тяните резко ребенка за руки и ноги, чтобы не спровоцировать подвывихи в суставах. Не подбрасывайте ребенка высоко.

УКУСЫ

Домашние животные

Животные на улице

Соблюдайте осторожность при наличии домашних животных питомцев. Никогда не оставляйте ребенка одного с ними. Не разрешайте ребенку трогать и подходить к чужому животному на улице.

 

Правильно питайся - здоровья набирайся!

Рациональное питание – важнейшая составляющая здорового образа жизни.

Мы едим, что бы жить, а не живем, что бы есть - это главное правило рационального питания человека. Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы восстанавливались, а не подавлялись (Цицерон).

Существуют три основных принципа рационального питания это:

  • энергетическая сбалансированность питания;
  • разнообразие и сбалансированность в питании;
  • соблюдение режима питания.

Энергетическое равновесие – предполагает соответствие энергетической ценности суточного рациона энергозатратам организма.

В организм должны поступать те вещества, которые ему нужны и в нужных количествах. Соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе должно быть строго определенным.

Питание должно быть равномерное, в одно и тоже время, 3-4 раза в сутки, но не позже за 2-3 часа до сна. Неправильное питание – причина многих заболевании.

Образ жизни, носящий антистрессовый характер. Умеренное питание, в котором мало мяса, жиров, хлеба и сладкого, высокая физическая активность, общение с природой, надежды на силы своего организма, чувство меры в еде. Правильно питаясь сегодня – Вы заботитесь о своем здоровье на многие годы.

И не забываем про витаминотерапию естественного происхождения.

Дети и алкоголь

Дети – наше будущее.  Мы не можем лишить  их права быть счастливыми и здоровыми. Здоровье подрастающего поколения – это «золотой фонд» каждого общества.

Об отрицательном влиянии алкоголя на потомство известно со времен далекой древности. Не случайно законы Древнего Рима запрещали молодым людям  до 30 лет пить спиртные напитки. Был издан  закон, запрещающий новобрачным в день свадьбы  употреблять вино. Во Франции ослабленных детей, родившихся от пьяниц - родителей, называли «детьми воскресного  дня», «детьми веселого ужина». Алкоголь, принимаемый  матерью в период грудного  вскармливания  ребенка,  вызывает у него расстройства нервной системы, нарушения  в психической сфере, различные заболевания  органов  пищеварения, печени, почек,  сердечно-сосудистой системы, легких, тормозит умственное развитие. Семья для ребенка имеет решающую роль в воспитании.  Неблагополучие  семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подавляющее большинство подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, живут в  неблагополучных  семьях. Злоупотребление  алкоголем хотя бы  одного из  родителей нередко ведет к распаду  семьи. В каждой второй семье  имеется «ненормальная»  психологическая обстановка  дома: между родителями происходят  постоянные ссоры, скандалы и даже драки.  В  такой обстановке родителям не до детей: дети не досыпают, спят тревожно, успеваемость учащихся часто падает. Еще  тяжелее складываются отношения в семье, когда пьет мать.  Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестает заботиться о доме, детях, опускается.    Нездоровый  психологический климат  отрицательно сказывается на детях, порождая в душе ребенка  отчуждение от семьи,  родного дома. Более половины подростков группы риска лишены внимания и контроля со стороны родителей, дети предоставлены сами себе, появляется «лишнее время». Многие неблагополучные  обстоятельства, складывающиеся в семье, в значительной степени  обусловлены злоупотреблением алкоголем родителями, чаще  отцами. Моральный и материальный ущерб, который наносится семье пьющим отцом, непоправим, ухудшается питание  семьи, дети часто недосыпают.  поэтому успешная борьба  с пьянством  и алкоголизмом  взрослых,  улучшит  семейный  климат, устранит  психические отклонения у детей.  Не все подростки  знают о  разрушительном влиянии алкоголя.

Роль витаминов в укреплении здоровья

Современная медицина считает, что на 85% состояние нашего здоровья зависит от питания, но не просто от употребления любой пищи, а от витаминизированной пищи.

Витамины – важный пищевой фактор, они необходимы человеку не из-за своей энергетической ценности, а из-за способности регулировать течение химических реакций в организме.

Физиологическая потребность здоровых людей в витаминах меняется в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности, традиций национальной кухни, климатических условий и т.п.

 

Что представляют из себя витамины, источники их происхождения и свойства

 

Витамины (лат. vita жизнь+амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для нормальной жизнедеятельности и обладающие высокой биологической активностью.

Источниками витаминов для человека являются различные продукты питания растительного и животного происхождения. Некоторые витамины частично образуются в организме, при участии микробов, обитающих в толстой кишке.

Сегодня известно около 20 витаминов. Основные из них: В1, В2, В6, В12, РР, С, А, D, Е, К, (витамины обозначаются буквами латинского алфавита), фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин и другие.

Витамины можно разделить на 3 группы.

В первую входят витамины группы В: В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота, РР, биотин. Эти витамины в качестве коферментов участвуют в углеводном, энергетическом обмене.

Вторую группу формируют витамины-биоантиоксиданты, которые нейтрализуют активную форму кислорода. Это витамин С, который действует в водных фазах организма: в сыворотке, в слезной жидкости, в жидкости, выстилающей легкие. Витамин Е, находящийся в оболочке клеток, которая тоже сильно подвержена повреждающему действию кислорода. В эту же группу входят каратиноиды, в частности бета-каротин.

Третья группа – это прогормоны – витамины, из которых образуются гормоны. В их числе витамин А, D.

 Деление витаминов по химической природе

  По своей химической природе все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.

Водорастворимые витамины это витамин С и витамины группы В. Они не накапливаются в организме и выводятся из него через несколько дней, поэтому их нужно применять ежедневно. Богатый источник этих витаминов - фрукты, ягоды, овощи и зелень, пивные дрожжи и проростки злаковых.

Жирорастворимые витамины - А, D, Е и К. Они накапливаются в печени и жировой ткани, поэтому сохраняются в организме в течение более длительного времени. Источник жирорастворимых витаминов - рыбий жир, масло, сливки, икра осетровых, а также некоторые овощи.

Витамины могут быть натуральными (содержащимися в пище) и синтетическими.

Натуральные витамины наиболее предпочтительны, так как продукты питания содержат еще и ферменты, волокна и другие элементы, облегчающие их усвоение.

Содержание витаминов в рационе питания неизбежно снижается в зимние и весенние месяцы. Замораживание продуктов уменьшает концентрацию витаминов в пище. Хранение на свету губительно для витаминов Е и А, контакт с кислородом не приемлем для витамина В6.

Синтетические витамины соответствуют по своему химическому составу натуральным, и могут восполнить дефицит отдельного витамина в организме, но не содержат других необходимых питательных веществ.

В периоды выздоровления, при усиленной физической нагрузке натуральных витаминов бывает недостаточно и необходимо принимать синтетические витаминные добавки. Потребность в витамине А возрастает летом, при загаре на солнце, а потребность в витаминах С, группы В, Б, Е, фолиевой кислоте, резко растет в зимнее и, особенно, в весеннее время, в период повышенной заболеваемости простудными заболеваниями.

 

Основные виды витаминов и их воздействие на организм

 

Название витамина

(суточная

потребность)

Функции в организме

Где содержится

а) жирорастворимые витамины

Витамин А

1 мг

Нейтрализует некоторые отрицательно влияющие на наш организм окислительные реакции, которые часто приводят к возникновению опухолевых процессов.

Печень, рыбий жир, яйца, сливочное масло, молоко

Витамин D

2,5 мкг

Участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Его называют «антирахитическим» для детей. Взрослых он предохраняет от переломов   и размягчения костей.

Рыбий жир, яйца, печень, сливочное масло

Витамин Е

15 мг

Обеспечивает нормальное поглощение кислорода и препятствует процессам окисления в организме. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

Растительные нерафинированные масла, орехи, семечки, рыбий жир

Витамин К

(филлохинон)

приблизительно 70 – 140 мкг

Необходим для синтеза в печени протромбина - одного из факторов свертывания крови.

Морковь, свекла, бобовые овощи, пшеница, овес, белокачанная и цветная капуста, томаты, тыква, свиная печень

б) водорастворимые витамины

Витамин В1

(тиамин, аневрин)

1,3 - 2,6 мг

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене и помогает при лечении кожных заболеваний.

Печень, орехи, ржаной хлеб грубого помола, зеленый горошек, дрожжи, молоко, печень

Витамин В2

(рибофлавин)

2 мг

Один из важнейших водорастворимых витаминов, относящихся к ростовым факторам. В большой степени определяет физическое развитие, роста и воссоздания разрушающихся тканей.

Молочные продукты, яйца, зерновые продукты, рыба

РР (никотиновая кислота, ниацин)

15 – 20 мг

Повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы, нормализует работу печени.

Непросеянные злаки, мясо, рыба, бобовые

Витамин В5

(пантотеновая кислота)

10 мг

Играет немаловажную роль в жировом обмене. Необходим для образования жирных кислот и холестерина.

В больших количествах в злаковых бобовых, а также в продуктах животного происхождения

Витамин В6

(пиридоксин,

адернин)

2 мг

Необходим для гликогенолиза (процесса анаэробного (при отсутствии кислорода) ферментативного распада гликогена в тканях).

Мясо, яйца, рыба, непросеянные злаки, молоко, творог, сыр, гречневая и овсяная крупы

Витамин ВсВg

(фолиевая кислота)

200 мгг, для беременных 400 – 600 мкг

Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).

Отруби, зеленые овощи, бобовые, некоторые фрукты

Витамин В4

(холин)

250 – 600 мг

Участвует в метаболизме, (совокупность всех химических и физических изменений в организме человека) жиров.

Входит в состав некоторых биологически активных соединений

Витамин В12

(цианокобаламин)

0,005 мг

Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).

Печень, сыр, яйца, молоко, мясо, рыба

Витамин С

(аскорбиновая

кислота)

70 мг

Нужен для оптимального течения многих жизненно важных процессов обмена веществ в организме, обеспечивает нормальное состояние соединительной ткани, обусловливающей эластичность и прочность кровеносных сосудов, повышает устойчивость к заболеваниям, холоду и многим другим неблагоприятным факторам окружающей среды.

Ягоды, фрукты, овощи

 

К чему приводит недостаток витаминов

 Высокая психоэмоциональная нагрузка, ухудшение экологической обстановки, повышенный радиационный фон, нарушение культуры питания, бесконтрольное применение лекарств, преобладание искусственного вскармливания детей - факторы, способствующие развитию витаминной недостаточности.

При недостаточном поступлении витаминов в организм развивается гиповитаминоз, в тяжелых случаях — авитаминоз с характерными для каждого витамина симптомами. Гиповитаминоз - это проблема современного питания

При отсутствии или недостатке необходимых витаминов возможности нашего тела выделять из пищи и использовать питательные вещества ослабевают.

Бесконтрольное применение витаминов в больших дозах может привести к интоксикации организма с развитием гипервитаминоза, вызвать аллергическую реакцию.

  
 

Последствия недостаточного потребления витаминов для здоровья

 Недостаточное потребление витаминов наносит существенный ущерб здоровью , повышает детскую смертность, отрицательно сказывается на росте и развитии детей, снижает физическую и умственную работоспособность, сопративляемость различным заболеваниям, усиливает отрицательное воздействие на организм неблагоприятных экологических условий, вредных факторов производства, нервно-эмоционального напряжения и стресса, повышает профессиональный травматизм, чувствительность организма к воздействию радиации, сокращает продолжительность активной трудоспособной жизни.

Дефицит витаминов антиоксидантов: аскорбиновой кислоты (витамина С), токоферолов (витамина Е) и каратиноидов - является одним из факторов, повышающих риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

 

Поэтому каждому человеку необходимо внимательно относиться к своему здоровью, своевременно реагировать на малейшие недуги, «подпитывать» организм необходимыми витаминами и не допускать авитаминоза.

ГРИПП И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

ГРИПП – это острое инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем от зараженного человека к здоровому. 

КАК МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ ГРИППОМ? Вирус гриппа очень легко передается от больного человека к здоровому, во время кашля, чихания, разговора, через предметы обихода. 

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВЫ ЗАБОЛЕЛИ ГРИППОМ? Основные симптомы: озноб, повышение температуры тела, слабость, светобоязнь, суставные и мышечные боли, головная боль, боль в горле, кашель, насморк. 

КАК ПРОТЕКАЕТ ГРИПП? Начинается остро с высокой температуры в течение 5-7 дней. 

ЧЕМ ОПАСЕН ГРИПП? Осложнениями: пневмония, ринит, бронхит, отит, обострения хронических заболевании и др. 

ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ НЕ ЗАБОЛЕТЬ? Сделать прививку, закаливание организма, правильное питание, принимать витамины, мед, настойку шиповника, чеснок. В период эпидемии стремиться избегать находиться там, где большое скопление людей. 

ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ.



ГРИПП – острая инфекционная болезнь, характеризующаяся явлениями общей интоксикации и поражением дыхательных путей. 

Эпидемии гриппа случаются каждый год и поражают до 15% населения Земного шара. Доля простудных заболеваний в структуре инфекционной патологии составляет около 95%. 

Каждый человек в своей жизни не раз болел гриппом. По данным Всемирной организации здравоохранения, мы в сумме теряем один год жизни, страдая от высокой температуры, головной боли и всего комплекса симптомов острых респираторных заболеваний (ОРЗ). 

Заболеваемость гриппом и ОРЗ приносит огромный экономический ущерб, связанный с затратами на лечение, госпитализацию, а также на выплату пособий по социальному страхованию. Вследствие высокой заболеваемости гриппом и в связи с временной нетрудоспособностью работников не производится необходимый объем продукции. 

Кроме социально-экономической значимости, грипп является весьма серьезной медицинской проблемой. Заболевание часто осложняется пневмонией, отитом, менингитом, токсическим шоком, а нередко заканчивается летальным исходом. 

На сегодняшний день существует только один эффективный способ защитить себя и свою семью от гриппа – это прививка. 

ВАКЦИНАЦИЯ - надежный и безопасный способ защиты от гриппа. Она позволяет снизить заболеваемость на 40-70% , уменьшает тяжесть болезни и риск возникновения тяжелых осложнений. Среди привитых не наблюдаются летальные случаи. 

В Республике Беларусь применяется вакцина производства Франции (примерная стоимость – 34,2 руб.), Бельгии (примерная стоимость – 18 руб.), Нидерландов (примерная стоимость – 22 руб.), России (примерная стоимость – 16,7 руб.). 

УВАЖАЕМЫЕ ПАЦИЕНТЫ! 

С сентября 2010 г. в учреждении здравоохранения «Белорусская поликлиника» планируется проведение вакцинации против гриппа на платной и бесплатной основе.



БЕСПЛАТНО прививаются: 

  • работники учреждений здравоохранения, образования, системы жизнеобеспечения;
  • лица группы риска.



По вопросам иммунопрофилактики ВЫ можете обратиться к: 



БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!