Берегите зрение детей!

Предупреждение глазных заболеваний у ребенка необходимо проводить до его рождения. Будущие родители, планируя появление ребенка на свет, должны тщательнейшим образом проверить свое здоровье. Любые хронические заболевания должны быть пролечены у врача соответствующей специальности. Женщине, как можно раньше необходимо встать на учет по беременности и пройти необходимые обследования, в частности на токсоплазмоз. Если в доме есть кошка, то надо обследовать на токсоплазмоз и кошку.

Первый осмотр окулистом должен быть осуществлен в первые два месяца жизни ребенка, а затем регулярно по совету врача необходимо проходить возрастную диспансеризацию. Для хорошего развития органа зрения необходимо обеспечить маленькому ребенку ежедневное пребывание на улице не менее двух часов; в темноте условия для развития глаз плохие. Уделите время для закаливания и физических упражнений. Особенно полезны подвижные игры в коллективе детей.

Большое внимание следует уделять качеству детских игрушек. Они не должны быть травма - опасными. Выбирайте игрушки довольно крупные, с яркими, гладкими поверхностями. Особое внимание обратите на качество детских книг. Для детского чтения пользуйтесь специальной детской литературой с крупным, четким шрифтом. Глазное яблоко у детей очень растяжимо, податливо и мелкий шрифт труден для восприятия органом зрения ребенка.

По этой же причине дети до двухлетнего возраста не должны смотреть телевизор. Частое мелькание кадров, цветовое и звуковое воздействие приводит к быстрому утомлению ребенка, которое может быть не замечено родителями. Утомление может выражаться не только позой, но и гримасничаньем, неестественным смехом. При этом снижается приток крови в мозг, следовательно, ухудшается и питание органа зрения.

Приобретая для сына или дочери компьютер, родители должны понимать, что на них ложится ответственность за то, что он больше принесет – пользы или вреда. Развивающие игры – отличный способ самообразования, Интернет – хорошая школа развития навыков поиска и отбора информации. Но в занятиях компьютером, как и во всем, надо соблюдать чувство меры. Дети 7-9 лет не должны находиться перед экраном более часа; ребята 10 -15 лет не дольше 1,5-2-х часов. Чрезмерное сидение за монитором может привести к ослаблению зрения. Также взрослым надо напоминать о пользе 15-и минутных перерывов через каждые 45 минут работы, когда нужно сделать зарядку для глаз. Она проводится в целях укрепления глазных мышц и профилактики близорукости.

Все эти профилактические мероприятия должны сочетаться с полноценным питанием и достаточным употреблением чистой воды. Для растущего организма ребенка и формирования соответствующих отделов головного мозга и зрительного анализатора неприемлемы длительные посты и вегетарианство. Для здоровья глаз необходимы незаменимые аминокислоты и витамины. Они содержатся в мясе, рыбе, яйцах, сливочном масле, орехах. Особое внимание следует уделять тому, чтобы пища содержала достаточное количество витаминов А и С. Для этого лучше есть овощи и фрукты оранжевого цвета, ягоды - клюкву, чернику, а также приучать детей к листовой зелени - укропу, петрушке. Полезно пить витаминные чаи из плодов рябины, шиповника, черной смородины, облепихи, калины.

 

Глаза - бесценный дар природы. Берегите зрение!

Компьютер и зрение

Введение.

Люди, проводящие большую часть дня перед экранами компьютеров, могут стать жертвами различных проблем со здоровьем в будущем, считают эксперты из Австралии. Сидение за компьютером негативно влияет на осанку, мышечную силу, плотность костей, зрение и психическое здоровье.

Слабость в мышцах, боль в глазах и депрессия – лишь немногие симптомы,связанные с тем, что ученые называют «темной компьютерной эрой». «Люди проводят десятилетия, прикованными к стулу, к клавиатуре, к мышке.

Человеческое тело не предназначено для такого сидячего образа жизни. Сейчас люди гораздо менее активны, чем старшее поколение».

С каждым годом все большее количество людей по роду своей деятельности вынуждены все большее время проводить за экраном компьютерного монитора. Персональный компьютер давно уже превратился из экзотического и крайне дорого устройства в постоянного спутника человека, как дома, так и на работе. Современные дети также не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях. Вполне понятно, что вопросы, связанные с влиянием компьютера на здоровье человека, стали подниматься все чаще и чаще, вызывая многочисленные дискуссии среди специалистов самого разного профиля.

Как известно из школьного курса физики, любое устройство, производящее или же потребляющее электрическую энергию, генерирует электромагнитное излучение, которое концентрируется вокруг самого устройства в виде так называемого электромагнитного поля. Вполне естественно, что конструктивные особенности приборов определяют степень интенсивности данного излучения. Так, например, тостер или тот же самый холодильник создают довольно низкие уровни электромагнитного излучения, тогда как другие – вроде микроволновой печи, телевизора или компьютерного монитора – создают гораздо более высокие уровни излучения.

К сожалению, до настоящего времени ученые все еще не могут сказать чего-либо вразумительного о влиянии электромагнитного излучения на организм человека, да и если говорить, положа руку на сердце, за компьютерами человек сидит еще так много лет, чтобы делать какие-либо определенные выводы. Вместе с тем, результаты некоторых исследований, проведенных в данной области, позволили выделить возможные факторы риска. В качестве примера можно назвать мнение некоторых специалистов о том, что электромагнитное излучение может обуславливать расстройства нервной системы человека, вызывать снижение иммунитета, расстройства сердечнососудистой системы, а также появление некоторых аномалий в процессе беременности, что в конечном итоге не может не сказаться на здоровье будущего ребенка.

Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, Аське и т.д. Таким образом, компьютер стал двуликим Янусом: с одной стороны привязал человека к себе, с другой – стал источником множества заболеваний, связанных и с позвоночником, с органами дыхания, зрением и многими другими расстройствами организма и это ещё притом, что толком не изучено влияние на организм электромагнитного излучения, недостаточной ионизации воздуха и многих других факторов, и хотя человек ещё не так много лет знаком с компьютером, уже стали приобретать очертания профессиональные заболевания компьютерщиков, это в первую очередь и остеохондроз, и туннельный синдром, и зрительные расстройства.

 

1. Компьютер и зрение.

Современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопасней своих предшественников с лучевой трубкой, но это не исключает того, что и они могут наносить вред зрению. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется "компьютерный, зрительный синдром". Нередко люди просто напросто так увлечены компьютером, что "забывают" моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается, из-за этого при моргании появляются болезненные ощущения.

Вообще на глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком либо предмете, поэтому зрению нужен регулярный отдых, а компьютерные игры нередко имеют свойство затягивать, особенно это касается детей.

 

1.1. Компьютерный зрительный синдром.

Многие пользователи компьютеров жалуются на покраснение глаз, зуд и "мурашки" в глазах, реже - неприятные ощущения, боли, двоение и потемнение в глазах, а так же быстрое утомление и "сухость глаз".

При офтальмологических обследованиях операторов выявляется снижение зрения, нарушение аккомодации, сухость конъюнктивы и изменения в центральной части сетчатки.

 

1.2. Ухудшение зрения.

Это связано с физиологией человеческого зрения. Человек видит окружающие предметы двумя глазами одновременно, что обеспечивает объёмность изображения. А работая за компьютером, пользователь часами смотрит на плоский экран. Центральной нервной системе объёмность здесь не нужна. Можно обходиться информацией, которую получает только один глаз. После работы за компьютером объёмное зрение полностью восстанавливается, но различия в "настройке глаз" могут закрепиться при длительной работе и "отключаемый" глаз начнёт постепенно терять зрение. Эта потеря долгое время может оставаться незаметной. Можно сказать одно - компьютер "обеспечивает" невиданные прежде нагрузки на функции зрения.

 

1.3. Быстрая утомляемость глаз.

Симптом утомляемости это боль и резь в глазах, усталость. Необходимо снизить нагрузку на глаза.

  • Здесь очень большую роль играет интенсивность освещения экрана. Недостаточная - заставит напрягать глаза, а слишком яркая будет слепить.
  • Монитор необходимо расположить так, чтобы середина экрана быланемного ниже уровня глаз. Глаза должны смотреть на экран под углом ≈15°.
  • Излишне яркое освещение тоже отрицательно сказывается на глазах, поэтому надо выключить лишнее освещение.
  • Время от времени смотрите вдаль, посидите с закрытыми глазами и пройдитесь немного. Очень полезен для отдыха глаз - зелёный цвет.

 

1.4. Сухость глаз.

У врачей сейчас появились даже новые понятия «офисный глаз» или «мониторный глаз». В условиях, когда слёзной жидкости не хватает, возникают ощущения сухости, рези, жжения, светобоязни зуд и боль. Если у вас появляются те или другие расстройства зрения, то вы, скорее всего, обязаны этому двум причинам: слишком долгая беспрерывная работа на компьютере и слишком близкому расстоянию между глазами и монитором.

Не забывайте делать двух - трёх минутные перерывы при работе на компьютере каждые 20-30 минут, посидеть с закрытыми глазами или посмотреть вдаль.

Есть несколько советов, внимая которым вы сможете защитить глаза, профилактировать заболевания и скорректировать начинающиеся нарушения.

  • Чаще моргайте. Это один из способов увлажнить слизистую.
  • Пейте больше чистой воды. Несколько стаканов чистой воды в день помогут нормализовать водно-солевой баланс, улучшат состояние слизистых оболочек и конъюнктивы глаз.
  • Включайте в рацион продукты с витаминами А, С, В. Умеренное потребление рыбы жирных сортов, икры, печени, трески, сливочного масла. Витамин А и его предшественник бета-каротин содержится в моркови, красном перце, помидорах, петрушке и сельдерее, хурме, в других овощах и фруктах красно-оранжевого цвета. Богатый источник витамина С - цитрусовые. Также необходимо употреблять чёрный хлеб, крупы. Принимайте биодобавки. Они полезны при работе, требующей длительного напряжения зрения, при ослаблении зрительной функции, а также, когда ухудшение зрения обусловлено нехваткой особенно нужных для нормальной работы глаз витаминов и микроэлементов. Организму необходимо поступление таких микроэлементов как цинк, селен, каротиноидов, витаминов Е и С, биовеществ, улучшающих обмен кислорода в тканях глаза.
  • Не злоупотребляйте глазными каплями. Капли снимают покраснение засчёт сосудосуживающего эффекта, но если их длительно применять это может привести к расстройству регуляции тонуса и к обратному эффекту.
  • Смягчающие капли для "сухих" глаз тоже следует использовать лишь для увлажнения и временного облегчения, но не принимать постоянно.

 

2. Компьютер и дети.

Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения, на порядок повышается возможность того, что к совершеннолетию ребенок будет вынужден носить очки. Кроме того компьютер способствует очень сильному переутомлению, после проведенного времени за компьютером дети могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и капризными. Если родители замечают негативные перемены в поведении ребенка после нахождения за компьютером, то самый верный способ уменьшить вред компьютера, это ограничить по времени его пользование. Следует делать регулярные перерывы, очень желательно, что бы ребенок был на улице хотя бы один-два раза в день между пребыванием за компьютером.

Кроме того нужно, правильно организовать рабочее место. Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.

И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась недавно.

И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день.

Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение общения с компьютером составляет 30-40 минут в день.

В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора.

В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи, что требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы — чтения, например, или даже просмотра телепередачи.

Еще один важный фактор — нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает, и без того низкую двигательную активность современного ребенка. В результате долгого сидения в неподвижном положении появляются боли в мышцах шеи, спины, головные боли, болят суставы кистей рук, что может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы. Длительная стесненная поза затрудняет дыхание.

Как показывает статистика, даже работа за компьютером в течение 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как от обычных учебных занятий усталость появляется только у 54% детей. Зачастую, увлекшись компьютерной игрой, дети не замечают переутомлений, которые в дальнейшем сильно отражаются на их зрении. Усталость, рассеянность внимания, беспокойство начинают проявляться у детей уже после 15-ти минутной работы за компьютером, а после 20-ти минут у 25% детей специалистами были зафиксированы неприятные явления со стороны зрительного аппарата и центральной нервной системы.

 

3. Правила работы за компьютером.

  1. Соблюдайте дистанцию в 60-70см от глаз до монитора.
  2. Периодически закрывайте глаза на 5-10 секунд, можно дольше, незабывайте моргать, так как это помогает поверхности глаза не высыхать, также периодически отводите глаза в сторону от монитора в любое удобное время.
  3. Не смотрите долго в одну точку. Должны попеременно работать все мышцы глаз, в таком случае нагрузка будет распределяться равномерно, что позволит избежать переутомления одной группы мышц.
  4. Обязательно делайте перерыв в работе примерно через каждые 1-2 часа работы. Во время перерыва можно выйти минут на 20-30 на улицу, сходить приготовить кофе, сделать легкую зарядку, но, ни в коем случае не проводите перерыв за компьютером, читая почту или смотря фильм. Желательно потягиваться каждые полчаса работы - это позволит Вашему позвоночнику избегать длительного нахождения в одном положении.
  5. Начинайте работать, только приняв правильную позу. Расположитесь прямо напротив экрана монитора, верхняя часть монитора должна находиться на уровне глаз, либо немного ниже, угол наклона монитора должен быть таким, чтобы нижняя часть экрана была к Вам ближе, чем его верхняя часть.
  6. Старайтесь удерживать ровное дыхание, избегайте резких выдохов, вдохов, задержек в дыхании.
  7. Выбирайте для работы за компьютером удобное кресло. Желательно, чтобы это было эргономическое кресло с подлокотником и подголовником.

 

Как защитить глаза?

Работа за компьютером накладывает дополнительные требования по отношению к зрению. Сохранить здоровье глаз у ваших детей возможно, если придерживаться некоторых правил во время работе за компьютером.

  1. Чаще переводить взгляд на удаленный объект;
  2. Правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
  3. Работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
  4. Моргать каждые 3-5 секунд;
  5. Выбрать правильное расстояние до монитора;
  6. По возможности сокращать время работы за компьютером;
  7. Делать 2-3 минутные перерывы при работе за компьютером.

Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 5 минут занятий. Мы понимаем, что увлеченного ребенка трудно заставить соблюдать такой жесткий лимит времени, поэтому вы, в крайнем случае, можете пойти на уступки и воспользоваться рекомендациями для взрослых пользователей, которые предусматривают перерыв через каждый час работы. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе или даже поход с взрослыми в магазин.

Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

Неплохо также разнообразить характер занятий ребенка за компьютером. Например, работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты. Такое чередование будет требовать от молодых глаз совершенно разного поведения и воспрепятствует их утомляемости, вызванной длительной концентрацией зрения на одной и той же цели.

Еще один способ уменьшить риск перенапряжения глаз состоит в выборе хорошего монитора. Мониторы с высоким разрешением всегда удобнее для глаз, чем мониторы с низким разрешением. Если вы и ваши дети собираетесь сидеть у компьютера долго, то вам необходимо иметь дисплей с высокой четкостью.

Наконец, важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы состоят в выключении верхнего освещения, задерживании штор на окнах, которые пропускают слишком яркий свет, и повороте монитора таким образом, чтобы ни прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света. Если вашему ребенку доставляют беспокойство отражения от монитора или его собственная яркость, то перед ним можно установить специальный антибликовый экран. Подобные экраны выпускаются рядом фирм. Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его оптометристу или офтальмологу.

Не забудьте при этом сообщить, что у вас дома есть компьютер, и расскажите, сколько времени за ним проводит ребенок. Врач может назначить специальные упражнения для глаз или подобрать ребенку очки, предназначенные именно для работы на среднем расстоянии, характерном для компьютера.

 

Заключение.

Любой прогресс в науке или технике, наряду с ярко выраженными, безусловно, положительными явлениями, неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны. Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей. Именно поэтому так важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека.

Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера как одного из средств современных информационных технологий на организм пользователя. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Следует помнить, что всё хорошо в меру, хоть компьютер вещь и полезная, но вред компьютера может быть больше чем польза, поэтому не увлекайтесь им в ущерб себе и не забывайте о том, что Ваше здоровье, в любом случае, важнее!

Миопия у школьников: причины, профилактика

С исторических времен близорукими считаются люди, которые плохо видят вдаль и, до определенного момента, неплохо справляются с работой на близком расстоянии. В переводе с древнегреческого миопия означает щуриться. И действительно, если повнимательнее присмотреться к людям, страдающим близорукостью, можно заметить, что они прищуривают глаза или растягивают веки пальцами, чтобы сузить глазную щель и улучшить видимость далеко расположенных предметов. Для близоруких трудно рассмотреть детали предметов таких как: номера общественного транспорта, дорожные знаки, приближающихся людей и многое другое, что облегчает ориентацию в окружающем мире и делает его красочнее и многограннее. Данные явления обусловлены тем, что лучи света, проходящие через роговицу и хрусталик, преломляются таким образом, что изображение проецируется не на сетчатке (основная структура глаза, позволяющая нам видеть окружающий мир), а перед ней.

Природа как бы предугадала возможность развития близорукости и запрограммировала так, что при рождении большинство детей имеют дальнозоркость (гиперметропию) – 91 %, около 4 % имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5 % детей рождаются с миопией. Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью. Так по международным данным в дошкольном возрасте близорукость не превышает 2-3 %, в возрасте 11-13 лет миопия наблюдается у 14 % детей, в 20 летнем возрасте и старше в 25% случаев.

Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте. Группу риска составляют следующие дети: недоношенные (особенно склонны к развитию миопии, в этой группе детей частота возникновения миопии от 30% до 50%); дети, ослабленные по общему состоянию (частые ОРЗ, грипп, пневмонии), т.е. со сниженным иммунитетом; дети близоруких родителей, причем, если миопия у обоих родителей, то вероятность близорукости у ребенка очень большая.

В развитие близорукости большое значение имеет и окружающая среда, условия жизни, учебы и работы. Одной из основных причин этой тенденции является информационный взрыв последних лет, когда львиную долю информации мы получаем из зрительных источников: ТВ, видео, книги, журналы, газеты. А на лидирующие позиции в этом списке все более уверенно выходит компьютер. Школьники, в свою очередь, обречены на ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, в том числе неправильная посадка за столом и неумеренное пользование компьютером и постоянный стресс от общения с учителями, репетиторами, сверстниками, как правило, в замкнутом пространстве, с минимальным пребыванием на свежем воздухе, природе (гиподинамия).

Все это приводит к тому, что первым признаком близорукости является появление жалоб у детей на чувство выпирания, давления в глазу, головные боли к концу дня, ухудшение зрения вдаль. Внимательные родители могут заметить, что их ребенок вечером потирает надбровную дугу или закрывает один глаз при чтении. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Прогрессирование близорукости (более 1 диоптрии в год) может привести к необратимым изменениям, как в центральных отделах сетчатки, так и на периферии глазного дна и является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения, из-за осложнений миопической болезни (крайней степени развития близорукости).

Выделяют три степени близорукости:

слабая: менее -3 диоптрий, средняя: от -3 до -6 диоптрий, высокая: более -6 диоптрий.

Профилактика данного заболевания заключается в ряде основополагающих моментов.

Для ребенка с близорукостью большое значение имеет гигиена зрения. Большей частью это касается всех детей, даже при отсутствии какой-либо глазной патологии. Зрительные нагрузки ребенка должны быть дозированы. Чтение возможно только сидя за столом при хорошем освещении. Читать лежа и за едой не рекомендуется. Большое значение имеет продолжительность просмотра телевизионных программ. Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к возбуждению ребенка.

Однако мы не можем полностью исключить телевизор из жизни наших детей. Посоветовать можно следующее. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 мин. в день. В более старшем возрасте, можно разрешать смотреть телевизор до 1,5 -3 часов в день. При этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов (один фильм). Тип телевизора (обычный, «плоский» экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором является длительная зрительная нагрузка на конечном расстоянии. То же самое можно сказать и о работе за компьютером. Продолжительность работы за компьютером также не должна превышать 40 минут в день.

Для того чтобы избавиться от близорукости на ее ранних стадиях, необходимо сформировать ряд повседневных привычек. Не имеет значения, находится ребенок дома или в школе необходимо правильно оформить его рабочее место. Подобрать правильный режим освещения – зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием направленного света, чередовать зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом, выполнять гимнастику для глаз. При ослабленной аккомодации через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз. Укрепление функционального состояния организма физические занятия, закаливание, рациональное, обогащенное витаминами питание. Очень важным является обнаружение и коррекция нарушений осанки.

Многие родители считают, что ношение очков или контактных линз способствует усилению близорукости, что является главным заблуждением. Исследование в области офтальмологии и в Европе и в США показали, что не ношение очков — самый худший вариант. Чаще всего близорукость возникает у детей, которые проводят много времени за чтением либо работают с предметами находящимися на близком расстоянии от глаз.

Лечение.

Лечение близорукости у детей комплексное, направленное на все аспекты, приводящие к ее прогрессированию. В основном лечение детской близорукости консервативное, включающее в себя различные методы функционального воздействия. Это и занятия на определенных аппаратах, и различные методы физического лечения, и медикаментозные методы. Как правило, при лечении детской близорукости назначают очки. При миопии слабой и средней степени — только для дали, при миопии высокой степени — для постоянного ношения. Однако сами очки лечебными свойствами не обладают, а являются лишь средством коррекции в процессе лечения близорукости у детей.

Очки лазер-вижн. В последнее время в продаже появились так называемые полидиафрагмальные очки «в дырочку». При их регулярном использовании производители обещают быстрое излечение от любых болезней глаз. Что касается близорукости, то при этой патологии очки в «дырочку» просто создают лучшие условия для зрения, за счет увеличения глубины оптического фокуса. Тот же эффект достигается при прищуривании. Поэтому никаким лечебным действием эти очки не обладают. Вреда они не приносят, пациенты теряют лишь драгоценное время и не проводят настоящего лечения.

К сожалению, избавиться от близорукости, до достижения 18 лет нельзя, но основные усилия должны быть направлены на коррекцию миопии (очки, контактные линзы) и на профилактику прогрессирования, которое включает различные методы:

  • гимнастика для глаз;
  • назначение медикаментозных препаратов (состав препаратов для расширения зрачка: вещество, действующее на мышцы регулирующие ширину зрачка и консервант), уменьшение спазма аккомодации;
  • видео компьютерная коррекция зрения;
  • укрепление функционального состояния организма;
  • витаминотерапия.

Нарушения зрения у школьников – важна профилактика

В последние несколько лет очень остро встал вопрос нарушения зрения, особенно у молодых людей. Образ жизни современного человека характеризуется чрезмерными физическими, эмоциональными, информационными нагрузками. Наиболее чувствительны к разного рода негативным воздействиям дети. Именно в школьном возрасте наиболее часто появляются зрительные расстройства, в первую очередь, близорукость. К старшим классам увеличивается количество детей с данным заболеванием и степень близорукости. Поэтому очень важны профилактические мероприятия, как первичные – предупреждение возникновения нарушений зрения, так и вторичные – профилактика прогрессирования уже имеющихся нарушений.

При обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно четвертого урока у детей наблюдается значительное понижение остроты зрения, как и общей работоспособности.

Заметно уменьшает зрительную утомляемость чередование уроков по трудности и степени зрительного напряжения.

На зрительные и другие функции положительно влияет обучение детей в первую смену, так как есть возможность правильно организовать режим дня. Это обеспечивает меньшее утомление, остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Имеет значение не только достаточность, но и равномерность освещения, отсутствие резких теней, блеска на рабочей поверхности, прямых солнечных лучей.

На освещенность помещения также влияет чистота оконных стекол – за счет накопившейся на стеклах пыли поглощается до 30% световых лучей.

В учебных помещениях нельзя ставить на подоконники предметы, препятствующие доступу света, например, высокие цветы.

Когда естественного света не хватает – в пасмурные дни, в утренние и вечерние часы, в осенне-зимний период – необходимо пользоваться искусственным освещением.

Для обеспечения оптимальной освещенности рабочего места школьника в домашних условиях настольная лампа должна находиться слева и быть прикрытой абажуром для устранения чрезмерно яркого прямого света. Яркие прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цветов. Мощность лампы рекомендуется выбирать от 60 до 80 Ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате, необходимое для устранения резкого светового контраста при переводе взгляда с освещенной рабочей поверхности на затемненные предметы в комнате.

Для правильного устройства рабочего места ученика, как в школе, так и дома большое значение имеет выбор мебели по размеру, который должен соответствовать росту ребенка.

От этого будет зависеть поза во время занятий и подготовки домашних заданий, а следовательно, и расстояние от глаз до книги. Минимальное зрительное напряжение будет обеспечено при расстоянии не менее 30 сантиметров.

При организации занятий школьника в домашних условиях необходимо помнить, что нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу по приходу из школы.

Это усугубляет накопившееся на протяжении уроков зрительное напряжение, тогда как 1,5 – 2 часа отдыха после школьных занятий значительно уменьшают общее утомление, что сопровождается улучшением зрительных функций.

Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, при которых глаза напрягаются меньше. Необходимо устраивать 10 – 20-минутные перерывы после 1,5 – 2 часов непрерывных занятий.

Отрицательно сказывается на многих функциях организма, в том числе на зрительной, и длительная работа с компьютером.

Зрительная система плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора, потому что оно складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

Просмотр телевизионных передач также должен быть регламентирован – ведь это дополнительная нагрузка для глаз. Наибольшее утомление и напряжение зрения возникают при слишком близком расстоянии от экрана. Располагаться от телевизора следует не ближе, чем на 3 метра. Экран должен быть на уровне глаз или чуть ниже. Не рекомендуется смотреть телепередачи в темноте.

Уменьшить напряжение зрения поможет зрительная гимнастика, состоящая из простых упражнений для мышц глаз и век.

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение.

2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. повторите 10 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз.

3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторите 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

4. Положите кончики пальцев на виски, слегка сожмите их. 10 раз быстро моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторите 3 раза. Упражнение снимает усталость глаз.

Профилактика нарушений зрения

Большинство зрительных патологий глаз являются приобретенными. Причиной их возникновения является банальное перенапряжение глазных мышц.

Профилактика нарушения зрения включает в себя комплекс мероприятий, направленных на организацию нормальной зрительной работы и предупреждение возникновения глазных заболеваний.

Главными профилактическими задачами являются соблюдение мер безопасности при работе за компьютером, при чтении, а также обязательные ежегодные осмотры у офтальмолога.

Своевременное выявление того или иного отклонения в работе органа зрения позволяет пациенту в правильном направлении скорректировать образ жизни, условия работы и исключить возможные риски.

Ухудшение зрения, вызванное чтением или работой на близком расстоянии.

Если человек вынужден много и подолгу читать, заниматься рукоделием, мелкой ювелирной работой, то необходимо соблюдать следующие правила:

  • располагать предмет работы или книгу следует не ближе, чем на 30-40см от глаз;
  • источник света должен находиться сзади и сверху;
  • исключить воздействие прямых лучей искусственного света от лампы, располагающейся прямо перед лицом;
  • освещение должно быть оптимальным для данного вида деятельности или чтения, вреден как слишком яркий, так и приглушенный свет;
  • нельзя читать в движущемся транспорте или долго фокусировать взгляд на постоянно движущихся мелких объектах.

Эти простые правила позволяют работать глазам в наиболее комфортных для них условиях и предотвращают чрезмерное напряжение глазных мышц.

Предупреждение нарушений зрения, вызванных работой за компьютером.

Правила работы за компьютером можно также применить и к таким средствам коммуникации, как планшеты, электронные книги и смартфоны.

Основные условия безопасного использования современных гаджетов:

  • расположение монитора на расстоянии 30-40см от глаз;
  • чередование фаз работы и отдыха не реже чем раз в полчаса, в перерывах следует выполнять гимнастику для глаз, часто моргать или смотреть вдаль;
  • применение специальных увлажняющих глазных капель (протекторы слезы), частое моргание в целях борьбы с пересыханием слизистой оболочки глаз. Особенно это касается пациентов, использующих контактные линзы;
  • использование для работы за компьютером очков, имеющих специальные антибликовые, блокирующие вредные излучения, покрытия.

Кроме всего вышеперечисленного, при чтении, использовании компьютера и в процессе работы имеет значение положение тела и головы в течение длительного времени. Напряженные, статичные и неудобные позы могут вызывать мышечный спазм, нарушение кровообращения, и, как следствие, ухудшение зрения. Поэтому рекомендуется чаще менять позу при работе, вставать, смотреть вдаль, разминать затекшие мышцы.

В случаях пониженного зрения не нужно стесняться использовать в работе вспомогательные оптические средства, такие как очки, увеличительные стекла, лупы (в том числе и современные электронные), все это способствует более комфортной работе глаз, а значит, предупреждает перенапряжение зрительных мышц.

Следует отметить часто встречающийся факт злоупотребления солнцезащитными очками. Постоянное ношение слишком тонированных и солнцезащитных очков способствует повышенной утомляемости глазных мышц и может вызвать серьезное ухудшение зрительной функции.

Общие меры профилактики зрительных нарушений.

Функциональное состояние глаз напрямую зависит от общего состояния организма. Очень важно для сохранения хорошего зрения вести здоровый образ жизни, включающий в себя:

  • полноценный сон;
  • правильное питание с достаточным содержанием полезных веществ, каротина, микроэлементов, полезных для зрения витаминов А, E, D;
  • профилактика застойных процессов в шейном и грудном отделе позвоночника, нарушений мозгового кровообращения и повышение артериального давления;
  • исключение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);
  • разумная физическая активность, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе;
  • профилактика и лечение общих заболеваний организма, провоцирующих нарушение функции глаз (гипертония, инфекции, сахарный диабет, патология мозгового кровообращения);
  • ограничение стрессов, переохлаждений, травм и других вредных факторов, способных привести к ухудшению зрения.

В целом, хорошее зрение – результат разумного и бережного отношения к своему здоровью. Большинство нарушений оптической функции глаз можно предотвратить, выполняя элементарные правила и рекомендации офтальмолога, избегая чрезмерных нагрузок и соблюдая зрительный режим.

Неотъемлемой частью профилактики нарушений зрения является регулярное посещение офтальмолога. Проверять зрение здоровым людям необходимо не реже 1 раза в год, а людям с нарушениями зрения – 1 раз в полгода. Профилактический осмотр поможет предотвратить развитие заболеваний глаз, остановить развитие близорукости и прочих нарушений зрения.

1.Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости:

  • крепко закройте глаза на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз;
  • быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд;
  • закройте глаза и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты;
  • закройте глаза и тремя пальцами соответствующей руки слегка  надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза;
  • прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

2. Упражнения для укрепления глазных мышц:

  • медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз;
  • медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз;
  • медленно переведите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переведите взгляд по другой диагонали – влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так 8-10 раз;
  • делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

3. Упражнения для улучшения аккомодации ( выполняется стоя ):

  • смотрите обоими глазами вперед ( 2-3 секунды ), затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 см., и через 3-5 секунд руку опустите; повторите 10-12 раз;
  • смотрите обоими глазами на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом ( 3-5 секунд ), затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; повторите 6-8 раз;
  • смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки ( 3-5 секунд ), после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз;
  • «метка на стекле». Находясь в 30-35 см. от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм., затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня – 5 минут, затем – 7 минут.

Профилактика нарушений зрения у детей

Воспринимаемую информацию из внешнего мира, примерно на 90 % мы получаем благодаря зрению. Хорошее зрение необходимо человеку для любого вида деятельности, будь то учеба, работа, отдых. И каждый должен понимать, как важно сберечь и сохранить зрение.

Нарушениям зрения способствуют: малоподвижный образ жизни, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неумеренное чтение, привычка низко склонять голову к книге, тетради, долгое сидение у телевизора, за компьютером, неправильное питание, наследственная предрасположенность и др.

Так же у детей наблюдается снижение остроты зрения после перенесенных простудных заболеваний, при наличии кариеса зубов, аденоидов, полипов в носу, хронического тонзиллита, фарингита. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. В результате большой нагрузки на глаза (длительная работа на близком расстоянии – чтение, сидение у монитора компьютера, телевизора…) снижается острота зрения вдаль. Глаза устанавливаются на работу на близком расстоянии. Если спазм не проходит, развивается близорукость.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это врожденное или приобретенное заболевание чаще связано со своеобразным строением глаза. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Основное направление профилактики нарушений зрения — укрепление физического состояния: правильно организованный режим дня, двигательная активность, рациональное питание (обязательное включение в рацион овощей, фруктов, молочных и мясных продуктов).

Необходимы ежедневный активный отдых на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом, художественной гимнастикой, подвижные игры, занятия утренней гимнастикой, закаливающие процедуры.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Так же важно соблюдать гигиенические условия работы. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу по приходу из школы, лучше отдохнуть час полтора, что значительно уменьшит общее утомление и улучшит зрительную функцию.

Продолжительность выполнения домашних заданий для школьников 1–2-х классов не должна превышать 1,5 часа, 3–4-х классов – не более 2 часов, старших классов – не более 3–4 часов. Если не удается эти нормативы выдержать, через каждые 30-40 минут работы нужно делать 10-минутный перерыв для отдыха глаз.

Условия зрительной работы должны включать правильное и достаточное освещение рабочего места ребенка. Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Надо обращать внимание, на то, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Высота мебели (стол и стулья) должна соответствовать росту ребенка.

Во время чтения расстояние от глаз до книги должно быть не менее 35—40 см, желательно поместить книгу при чтении на специальную подставку с углом 15 градусов, читать при прямом положении туловища, голова слегка наклонена вперед. Вредно читать лежа, во время движения транспорта.

Оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз. Для чувствительных детских глаз особенно вредны игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. При работе за компьютером так же рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием.

Детям вредно долго смотреть телепередачи. Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена.

Не стоит забывать о пользе сна, продолжи-тельность которого для учащихся 1– 4 классов должна составлять 10 часов; 5 – 8 классов – 9 часов; 9 – 11 классов – 8 часов.

Как дополнение к основным мероприятиям рекомендуется прием комплексных поливитаминных препаратов с минералами после консультации с врачом.

Глаза следует беречь от травм, которые нередко бывают причиной слепоты, своевременно санировать очаги хронических инфекций: лечить зубы, тонзиллит, аденоиды и т.д.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ВАШИХ ДЕТЕЙ БЫЛ ПОЛОН РАДОСТИ И КРАСОК БЕРЕГИТЕ ИХ ЗРЕНИЕ!